Page 61 - Славянское царство
P. 61

лицезреть  идола.  Был  он  без  бороды  с  коротко  подстриженными  со  всех  сторон
               волосами, что, как пишет Саксон Грамматик, видимо, изображало характерную для
               тамошних славян прическу. Одежда на нем спускалась до ступней. В правой руке он
               держал железный рог, который жрецом, единственным из этого народа, носившем
               бороду,  наполнялся  вином  с  соблюдением  множества  обрядов  и  оставлялся  до
               следующего дня. В зависимости от того, оставался ли уровень вина неизменным или
               убавлялся,  жрецы  судили  о  предстоящем  годе:  предрекали  неурожай  в  случае
               убавления и изобилие в случае, если уровень не изменялся. Левая рука упиралась в
               бедро, недалеко от него виднелись узда и седло его коня, а также огромный и богато
               украшенный меч. Помещен был упомянутый кумир внутри часовни о четырех арках,
               расположенной  внутри  большого  храма,  но  стоящей  отдельно,  так,  чтобы  со  всех
               сторон имелось некоторое расстояние до каждой опоры упомянутого храма. С каждой
               из  своих  сторон  она  была  завешана  изящно  украшенными  и  роскошными
               пурпурными тканями. Никто не имел права входить в упомянутую часовню, кроме
               одного  особого  жреца,  да  и  то  не  всегда,  когда  ему  заблагорассудится,  а  только
               накануне  праздника.  Жрец,  входя  в  часовню  для  уборки,  не  смел  дышать  внутри
               занавесей. Когда ему было нужно вдохнуть воздуха, он бежал к двери и высовывал
               голову  наружу,  дабы  смертное  дыхание  не  коснулось  божества.  Нарушение  этого
               запрета почиталось величайшей виной. Этому идолу приносили в дар третью часть
               трофеев  и  всякой  добычи.  Он  имел  также  триста  особых  коней  и  триста  воинов,
               которые  ходили  за  него  на  войну,  причем  весь  их  заработок  передавался  жрецу  и
               хранился  затем  в  сокровищнице,  откуда  изъять  его  не  дозволялось  ни  под  каким
               предлогом. Саксон Грамматик пишет, что этот идол почитался не только у славян.
               Дары  ему  подносили  также  иноземцы  и  соседние  короли,  среди  которых  датский
               король Свен (Samo), пославший ему в дар искусно сработанную золотую чашу. За что
               был вознагражден, приняв вскоре после этого жалкую и жестокую смерть, и Святовит
               ничем  ему  не  помог.  Был  у  идола  также  очень  крупный  белый  конь,  у  которого
               запрещалось выщипывать волосы из хвоста и гривы, а также садиться на него верхом
               и украшать, за исключением самого жреца. Они были убеждены, что Святовит скачет
               на  нем  истреблять  своих  врагов  всякий  раз,  когда  пожелает.  В  качестве
               доказательства  этого  они  говорили,  что,  оставив  упомянутого  коня  вечером  в  его
               привычном стойле чистого, ухоженного и привязанного, много раз обнаруживали на
               следующее утро всего в поту и грязи, как если бы он за ночь проделал немалый путь.
               По  поступи  этого  коня  они  предрекали  успех  или  поражение  в  войнах,  которые
               начинали. Делали они это следующим образом. В землю перед храмом втыкали шесть
               шестов парами, одна пара перед другой на равном расстоянии друг от друга. К каждой
               паре  привязывалась  перекладина  на  таком  расстоянии  от  земли,  чтобы  конь  мог
               спокойно без прыжка перешагнуть ее. В день, назначенный для этого зрелища, жрец
               после  длительных  и  торжественных  молитв  церемонно  брал  коня  под  уздцы  и
               подводил  к  трем  перекладинам.  Если  все  три  перекладины  конь  размеренно
               перешагивал  с  правой  ноги,  ни  разу  не  сбившись  на  левую,  они  были  уверены  в
               победе,  в  противном  случае  —  в  поражении.  Каждый  год  после  сбора  доходов они
               жертвовали  этому  идолу  множество  животных,  а  иногда  жрец,  схватив  одного  из
               христиан, приносил его в жертву, приговаривая, что этой кровью боги будут весьма
               довольны. После этого устраивался торжественный пир перед дверями храма, куда



               К оглавлению
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66