Page 64 - Славянское царство
P. 64
Этим они хотели выразить то, что тому славянину, который не примет в своем доме
гостя, или иноземца, следует отрубить голову, или же (как считают другие), что этим
дозволялось славянам добывать с помощью меча пропитание не только себе, но и
гостям. Прочие идолы имели две, три и четыре головы. Несмотря на это, славяне
исповедовали единого и всемогущего бога на небесах, которому подчинялись все
остальные. Он правил на небесах, а другие, произошедшие от его крови, исполняли
возложенные на них обязанности, причем более совершенными из них считались те,
кто стоял ближе к этому богу богов. Упомянутым богам они приносили множество
различных жертв животными, а иногда и людьми, посвящали им храмы и алтари со
жрецами, которым оказывали почет и уважением наравне с самими государями. В их
честь они учреждали празднества и устраивали общие пиры, на которые пускалась по
кругу чаша, полная вина, и пирующие провозглашали над ней некие проклятия и
ругательства под именем богов, то есть бога доброго и бога злого. Они полагали, что
счастье даруется добрым богом, а злосчастье злым, и поэтому на своем языке
именовали его, как пишет Гельмольд, Дьявол, или Чернобог, то есть «черный бог», и
Белбог, «белый бог». Были у них и некоторые добрые законы, и достойные обычаи.
Например, они весьма заботились о том, чтобы молодежь повиновалась старшим.
Среди них не было ни нуждающихся, ни нищих, поскольку, если кто‑то ослабевал по
причине болезни или старости, то передавался на попечение наследников, дабы
последние с наибольшим тщанием заботились о нем и кормили. По словам
Гельмольда и Иоганна Тигуринуса («О древних пирах» (I)), они отличались
исключительным гостеприимством: ни одному чужестранцу, оказавшемуся в их
стране, не приходилось заботиться о поиске ночлега — его сразу же принимали и
наперебой приглашали погостить. Все, что доставлял этому народу труд в полях,
рыбная ловля и охота, расходовалось на прием гостей и на подарки, при этом самым
сильным и могущественным почитался тот, кто проявлял при этом наибольшую
щедрость, если не сказать расточительность. Зачастую это служило причиной их
морских набегов. Этот грех считался у них простительным и искупался
гостеприимством, которое они любым способом обязаны были оказывать, так как их
законы гласили, что все награбленное ночью должно быть наутро поделено между
гостями. Если же находился кто‑то (что случалось крайне редко), кто отказывал
чужестранцу в гостеприимстве, то закон дозволял каждому сжечь его дом со всем его
имением. Весь мир восставал против него, обвиняя в подлости и малодушии, и
отказывался принимать того, кто отказал в куске хлеба и ночлеге чужестранцу.
Божиться у них строго запрещено, они считали, что это равносильно принесению
ложной клятвы по причине мстительного гнева богов. Тех, кто совершал какое‑либо
вопиющее преступление, они предавали распятию, утверждая, что крест не должен
иметь другого назначения, кроме орудия для наказания преступников, и не желали
слушать проповедь о Кресте. Многим святым мужам и христианским государям
пришлось немало потрудиться, чтобы обратить их в Христову веру, поскольку в
Мекленбур- ге (Magnopoli), Бранденбурге, на Ране, в Поморье и Ливонии было немало
государей, пытавшихся уничтожить христианскую веру, и даже они были
вынуждаемы принять ее, тем не менее зачастую вновь обращались к
идолопоклонству. Император Генрих I прилагал немало усилий по обращению в веру
соседних народов, потом его сын Оттон I вынудил многих из них платить подать и
К оглавлению