Page 72 - Славянское царство
P. 72
объяснить и неприязнью итальянцев, особенно тех, что живут на Адриатическом
побережье, так как они в прошлом сильно пострадали от славян и были ими почти
полностью разорены.
По мнению Яна Дубравия, славяне, или словины, получили свое имя от «Slouo»,
что у сарматов означает «слово», так как все сарматские народы, будучи разбросаны
по большим пространствам земли, но тем не менее говоря на одном наречии и
употребляя почти одинаковые слова, заставили всех называть себя «словинами». То
же самое утверждает и Марцин Кромер, говоря, что «от Slouo были прозваны
«словины», как если бы были прозваны правдивыми и верными данному ими слову.
И сегодня у поляков и чехов весьма порицаются те, кто не держит данного обещания,
или, по их выражению, «доброго слова»; при этом люди благородного происхождения
готовы пойти на любые лишения и принять саму смерть, но не изменить своему
слову. Мстят же изменившим не только пощечинами, но и оружием».
Оставляя, однако, в стороне вышеприведенные толкования имени славян, смею
утверждать, что произошло оно не от чего иного, как от славы, поскольку славянин,
или славон, означает не что иное, как «славный». Исполненное гордости от столь
частых триумфов над врагами, чему свидетельством является огромное число
завоеванных царств и стран, это пре- доблестное племя присвоило себе имя славы,
сделав «Slaua», что значит «слава», окончанием имени своих благородных и знатных
мужей, таких как Станислав, Венцеслав, Ладислав, Доброслав, Радослав, Болеслав и
прочих подобных имен. Это признают многие авторитетные авторы, среди которых и
Рейнерий Рейнекций. В своем «Трактате о генетских племенах» он отмечает, что
славяне получили свое имя от «славы», в которой хотели превзойти все другие
народы. Мнение Рейнекция разделяет и Еремей Русский (Geremia Russo), написавший
в 1227 году «Русские летописи» (Annali di Russia). Повествуя об одном из
столкновений, имевших место на границах Руси в 1118 году, он пишет: «Когда Русь
страдала от междоусобиц, к нашим границам пришел Крунослав (Crunoslau) с
сильным войском из славян и, сразившись с нашим войском, одержал победу. Сам же
Крунослав, однако, с одним из своих сыновей погиб и был погребен близ цитадели
под названием Войка (Voicha). Этот народ многократно опустошал наши границы и
проявлял при этом большую жестокость, несмотря на то что был одного с нами
племени. Зовут их славянами (как я полагаю и чему нахожу подтверждение в древних
преданиях наших предков) по причине многочисленных побед и славных дел,
которые они совершили». Аймоин Монах и Иоганн Авентин полностью разделяют
мнение Еремея, называя славян не только славным, но и глубокоуважаемым и самым
могущественным из всех народов Германии. Среди прочих и венецианский историк
Бернардо Джустиниани откровенно признает, что славяне стяжали свое славное имя
воинской доблестью. В «Истории Венеции» (III) он пишет: «Тогда неукротимое
славянское племя впервые вторглось в Истрию и дошло до подступов к Венеции. Это
племя скифского происхождения, нападая вместе с другими племенами на Римскую
империю, стяжало себе славное имя воинской доблестью». Таким образом, этот
доблестный народ должен был называться не иначе, как славяне, и его право на это
доказали такие ученые мужи, как Гельмольд Пресвитер, Арнольд Аббат, Георг Вернер,
Сигизмунд Герберштейн, Георгий Кедрин, Ян Хербурт, Александр Гваньини, Робер
К оглавлению