Page 70 - Славянское царство
P. 70

прибытии и наказывая приготовить ей мед и все, что по их обычаю полагалось для
               поминовения ее покойного мужа. Прибыв в Древлянию, Ольга в траурном одеянии
               справила торжественную тризну по своему мужу, во время которой, опоив древлян
               допьяна, перебила пять тысяч из них. Вернувшись в Киев, она собрала войско и повела
               его на древлян. Вступив с ними в сражение, она одержала победу, те же, что успели
               спастись бегством, заперлись в городе. Ольга, продержав их в осаде в течение целого
               года, наконец, заключила с ними соглашение о том, что осажденные выдадут Ольге в
               качестве выкупа по три голубя и три воробья от каждого дома. Получив выкуп, Ольга
               приказала привязать упомянутым голубям и воробьям под крылья некие огненосные
               снаряды и отпустить их. Вскоре после того, как птицы вернулись к своим гнездам,
               запылал огонь и сжег почти все дома. Тем же, кто был внутри, не оставалось ничего
               иного, как выйти. Попавшие в руки Ольги древляне были частью перебиты, частью
               обращены в рабов. Так Ольга захватила все древлянские земли и сполна отомстила за
               смерть своего мужа. После этого она вернулась в Киев. Через некоторое  время она
               отправилась в Константинополь, где правил император Иоанн Цимисхий, и приняла
               крещение,  изменив  имя  Ольга  на  Елена.  По–царски  одаренная  императором  она
               вернулась домой. Русские уподобляют ее солнцу: как солнце своими лучами освещает
               мир, так мудрая и благоразумная Ольга осветила светом христианской веры русскую
               державу. После смерти Ольги правил ее сын Святослав, шедший по стопам матери в
               благочестии и христианской вере. После его смерти ему наследовал его незаконный
               сын  Владимир,  который,  отклонившись  от  божественных  заветов,  вновь  ввел
               идолопоклонство  и  воздвиг  в  Киеве  множество  идолов.  Первый  из  них  назывался
               Перун (Рею) и имел серебряную голову, остальные же были из дерева: Услад, Хоре,
               Даждьбог,  Стрибог,  Симаргл,  Мокошь  и  Кумиры.  Всем  им  они  приносили  жертвы.
               Когда  Владимир,  умертвив  двух  других  своих  братьев,  Ярополка  и  Олега,  сделался
               единовластным  властителем  всея  Руси,  стали  приходить  к  нему  послы  от  разных
               народов, и каждый убеждал примкнуть к собственной религии. Видя различие вер, он
               сам  отправил  послов  узнать  об особенностях  и обрядах  каждой  секты  или  веры.  В
               конце концов, он предпочел всем другим христианскую веру по греческому обряду и,
               решив принять ее, отправил посольство в Константинополь к императорам Василию
               и Константину. Он обещал принять со всеми своими подданными христианскую веру,
               вернуть Корсунь и все остальные удерживаемые им греческие владения при условии,
               однако, что император обещает отдать ему в жены свою сестру Анну. После получения
               согласия  условились  о  времени  для  заключения  договора,  местом  же  был  выбран
               Корсунь.  По  прибытии  туда  обеих  сторон  Владимир  был  крещен  и  принял  имя
               Василий.  Отпраздновав  свадьбу,  он,  как  было  обещано,  вернул  грекам  Корсунь  и
               другие  владения  и  поставил  в  Киеве  митрополита,  в  Новгороде  архиепископа,  а  в
               других городах епископов, рукоположенных константинопольским патриархом. С тех
               пор  русские  придерживаются  греческого  обряда  и  ревностно  его  соблюдают.
               Согласно  Ламберту  Ашаффенбургскому,  написавшему  500  лет  назад  историю
               Германии, первоначально в 960 году к императору Оттону прибыли послы от народа
               Руси  (gente  Russia)  с  просьбой  направить  им  какого‑нибудь  епископа,  который  бы
               своим  учением  и  проповедью  распространил  среди  них  христианскую  веру;  и  был
               послан к ним Адальберт, который едва сумел от них спастись. Однако здесь Ламберт
               ошибается, если только в упомянутом месте не следует читать Рана (Rugia) вместо



               К оглавлению
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75