Page 69 - Славянское царство
P. 69

Сабеллико (3–я книга X эннеады). Не так давно некий краковчанин (Cracouita) дал
               подробное описание обеих Сарматий.
                    Таким  образом,  из  трудов  названных  авторов  любопытный  читатель  сможет
               почерпнуть  много  полезных  сведений  об  истории  русских,  или  московитов  —  в
               настоящее время их именуют и тем, и другим именем. В пору своего язычества они
               почитали  некоторых  особых  идолов,  имена  которых,  как  пишет  Меховский,  были
               Перун  (Pior),  то  есть  «молния»,  Стрибог  (Stribo),  Хоре  (Corso)  и  Мокошь  (Mocoslo).
               Точно  не  известно,  кто  первый  отвратил  их  от  этих  заблуждений  и  обратил  в
               христианство, и мнений на этот счет существует несколько. Русские в своих летописях
               с гордостью пишут о том, что Русь получила крещение и благословение от святого
               Андрея,  ученика  Христа.  По  их  словам,  он  пришел  из  Греции  к  устью  Борисфена,
               поднялся вверх по реке до тех гор, где ныне стоит Киев (Chiouia), и там благословил и
               крестил всю упомянутую страну, водрузил свой крест и предрек, что на том месте
               умножатся  Божьи  церкви  и  Божья  благодать.  Отправившись  далее,  он  прибыл  к
               истокам Борисфена, находящимся в большом озере Волок, и по реке Ловать (Loruat)
               спустился до озера Ильмень (Ilmer). Оттуда по вытекающей из озера реке Волхов он
               прибыл в Новгород. Оттуда по той же реке достиг он Ладожского озера и реки Невы
               (Неиа),  а  затем  моря,  которое  русские  называют  Варецким  (Vuaretzchoie),  а  другие
               Германским, и, плывя между Финляндией (Vuilandia) и Ливонией, добрался до Рима
               (Roma).
                    Наряду с этим русские верят, что и святой апостол Фаддей проповеды- вал среди
               них и обратил их в веру Христову. По этой причине, как пишет Джамбулари, русские
               почитают  его  больше  всех  других  небесных  святых.  Однако  некоторые  греческие
               писатели отрицают это, утверждая, что свет христианства проник на Русь много веков
               спустя  после  этого.  Но  даже  если  то,  что  русские  говорят  о  себе,  и  соответствует
               истине,  в  любом  случае  нельзя  отрицать,  что  они  снова  впали  в  язычество.  Ведь
               император  Василий  Македонянин,  как  пишет  в  III  томе  Зонара,  послал  к  русским
               епископа Феофила, через которого они приняли христианство, когда по настоянию
               русских  упомянутый  епископ  положил  в  огонь  Евангелие,  и  оно  осталось
               невредимым.  В  их  же  летописях  говорится,  что  христианство  в  их  державе  ввела
               царица,  или  княгиня  (Duchessa)  Руси  Ольга.  Вот  краткий  рассказ  о  том,  как  это
               произошло.
                    Русский государь Игорь, женатый на упомянутой Ольге из Пскова, покинул дом и
               отправился с весьма сильным войском в поход в далекие страны. Дойдя до Гераклеи
               и  Никомедии,  он  потерпел  поражение  в  битве  и  на  пути  домой  был  убит  князем
               славянодревлян Мальдиттом в месте, называемом Коростень (Coreste), где до сих пор
               покоится его могила. Поскольку сын Игоря Вратослав (Vratoslau) был еще слишком
               мал и не мог править державой, все дела вершила его мать Ольга. От древлян прибыло
               к  ней  двадцать  послов  с  предложением  выйти  замуж  за  их  князя  Мальдитта.
               Упомянутых  послов  Ольга  велела  схватить  и  зарыть  в  землю  заживо,  сама  же,
               упреждая  молву  о  содеянном,  немедля  отправила  своих  послов  к  древлянам  с
               предложением, коль скоро те хотят видеть ее своей государыней, направить к ней
               других послов из самых знатных родов. Древляне тут же послали к ней еще пятьдесят
               мужей из числа самых именитых среди них. Этих послов Ольга велела запереть в бане
               и  сжечь,  а  сама  тут  же  послала  вестников  к  древлянам,  предупреждая  о  своем



               К оглавлению
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74