Page 67 - Славянское царство
P. 67
Аушаутс (Vvrchayto), которого глубоко почитали в качестве домашнего божества. Он
покровительствовал движимому имуществу и скоту, а именно коням, волам, овцам,
козам, свиньям. Другое божество по имени Снейбрат (Sneybrato). Он был
покровителем гусей, кур, уток, голубей и фазанов. Третье божество из числа
домашних звалось Гурк (Gvrcho) и заботилось обо всем съестном. Помимо этого, не
имея никаких письмен или алфавита, они не верили, если кто говорил им, что один
человек при помощи письмен может открыть другому свою душу и волю. Примерно в
1000 году Адальберт, епископ пражский, посланный проповедовать христианство в
Пруссию, не имея денег, чтобы заплатить за переправу его через реку Осса, получил
удар веслом, но смиренно снес оскорбление. Проникнув внутрь страны, он начал
проповедь Христа, обещая бессмертие и доказывая, что солнце, луна, огонь, вода и
рощи, которым они поклонялись, не содержали в себе божественного, а были лишь
творениями. Ян Дубравий (VI) пишет, что как‑то раз этот святой муж, обращаясь с
проповедью к этим неверным и видя, что те желают его слушать, повернулся к стаду
овец и начал им проповедовать Слово Божье, и овцы (не без божественного
вмешательства) остановились и, навострив уши, стали внимать его речам,
непрестанно кивая головами. Языческие жрецы, видя, что проповедь Адальберта
подрывает их доход, схватили его близ моря недалеко от земли Фелыиаус (Felschaus)
и, проткнув семь раз холодным оружием, обезглавили и повесили труп на дереве.
Муж, давший ему кров, собрав его останки, предал их земле. В 1226 году магистр
Тевтонского ордена напал на упомянутых славян пруссов. После победы над ними в
сражении было впервые введено в Пруссии христианство вместе с немецким языком,
язык же славян пруссов в скором времени пресекся. Не имея ничего более сказать о
пруссах, перейдем теперь к славянам Руси, которых ныне все именуют московитами.
В те времена, когда остальные славяне ушли из Сарматии и отправились одни в
сторону Германского моря, другие, пойдя по другому пути, на Дунай, они остались в
месте своего исконного жительства, и назывались древними историками по–разному.
Элий Спартиан и Капитолин в жизнеописании Антонина Пия и Флавий Вописк в
жизнеописании Аврелиана называют их роксоланами; Плиний (IV, 12) —
токсоланами (Tossolani), Птолемей — троксоланами (Trossolani), Страбон (VII) — рак-
санами (Rhassnali) и роксанами (Rhossani). Рафаэль из Вольтерры и многие другие
авторы называют их рутенами, ныне же общепринятым их названием является
«русские» (Russi), то есть «рассеянные», поскольку по–русски, или по–славянски,
«Россея» (Rosseia) означает не что иное, как «рассеяние». И не без причины они были
названы русскими, или рассеянными: славяне, заняв всю Европейскую и часть
Азиатской Сарматии, распространили, или рассеяли, свои колонии от Ледовитого
океана до Средиземного моря и Адриатического залива, от Большого моря до
Балтийского океана. Более того, как пишет Яков Мейер (I), славянорусы (Russi Slaui)
высылали свои колонии даже во Фландрию, где в настоящее время их зовут рутенами.
Греки (по свидетельству Прокопия Кесарийского) называли их спорами, то есть
«рассеянным народом». Они всегда жили в Европейской Сарматии, где и по сей день
живут, значительно распространив силой оружия свое господство. Как пишет
Сигизмунд Герберштейн, они потому так расширились, что все другие народы,
оказавшиеся посреди них, либо изгнали, либо заставили жить на свой лад. Таким
образом, ныне Русское царство на востоке ограничено рекой Таной и Меотидским
К оглавлению