Page 133 - vovie
P. 133

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  132

       Кого не хватает в этом списке? Миссии францисканцев XIII-XIV вв., считающейся
сегодня реальным событием прошлого. Ее, конечно, охотно бы вписали, будь она к тому
времени уже изобретена.

       Итак, важнейшим связующим звеном между легендой о Святом Фоме и нашей
действительностью оказывается «несториан-ский камень» (таково принятое современное
название находки в Сиань Фу) (рис. 40; 41). Он выполняет сразу две функции: льстит
самолюбию китайцев (довольных почтенным возрастом христианской миссии), а в глазах
европейцев выступает в роли неопровержимого доказательства более чем тысячелетней
верности католической церкви своим догматам – о триединстве, чистилище, непорочном
зачатии Девы Марии и неотделимости божественной природы Христа от человеческой.

       Однако для европейских вольнодумцев именно эти относительно недавние римские
догмы послужили основанием считать надпись на камне подложной. Я задаюсь вопросом:
почему Триго был так неосторожен? Наверное, он хотел добиться только первого эффекта:
произвести впечатление на китайцев. Местный «конвертит» (католический новообращенный),
который гравировал камень, знал только католическую веру XVII века и не мог бы ничего
предпринять с сирийскими (несторианскими) догматами.

       Иоганн Терренц (Шрекк) из г. Констанц, коллега Триго по миссии, блестящий
ученый-естественник и добрый друг Галилея, первым расшифровал сирийскую часть надписи.
Впрочем, может быть, что он сам и набросал проект надписи. Во время морского путешествия в
Китай Терренц занимался подобными текстами. Сирийский язык в надписи, кстати, не совсем
правильный.

       Все необходимые маневры, какие обычно происходят сразу после подобной «находки»,
описаны Кирхером. Ничего из ряда вон выходящего – целый ряд шагов, как всегда в таких
случаях, призванных обеспечить безопасность и сохранность «найденного»: губернатор тут же
распорядился изготовить точную копию камня и выставить ее в Сиань Фу. Оригинал исчез.
Естественно, это только придуманная на будущее история, призванная подготовить аргументы
против будущих скептиков: если кто-нибудь решит серьезно заняться определением истинного
возраста надписи, отговорка готова. Надпись – та же, а камень – не тот. Это не фальшивка, не
подделка, а просто копия «исчезнувшего» «не-сторианского камня». Выполнена с оригинала в
1625 году 193.

       Иезуит Альварес Самеде, видевший и описавший камень в 1628 году, удивлялся:
китайский текст такой внятный и разборчивый, как будто только что написанный. А вот
сирийские слова – он называет их халдейскими 194, – ему непонятны. Может быть, ученый муж
что-то заподозрил?

       В том же году Триго повесился (Дюнне, с. 213). За несколько лет до этого он уже отошел
от миссионерской деятельности и полностью посвятил себя изучению китайской истории и
писательской деятельности. В последнее время Триго спал всего по три часа в сутки и работал в
состоянии сильного душевного напряжения. Может быть, он осознал, что именно он содеял,
чему способствовал или по крайней мере в свое время не воспротивился. Кстати, в свое время
его покровитель и крещеный друг Мельхиор Чу, находясь еще совсем молодым человеком при
императорском дворе, был изобличен в обмане и пожизненно отстранен от всех

пытался убедить Ватикан, что только путем сближения с китайской традицией католицизм может завоевать Китай.
Эта его позиция не была поддержана Папой Римским, что и привело в конечном счете к изгнанию иезуитов из
Китая в XVIII в. Риччи ознакомил двор императора с европейской наукой (астрономией, календарным делом,
математикой, картографией и т. п.) и открыл иезуитам путь к занятию важных должностей при китайском
императорском дворе. Знаменита его подаренная им императору карта мира, на которой Китай изображен в центре
всего земного мира. Он скончался в Пекине.

   193 Уж если рукописи гуманистских подделок исчезали тысячами, то что стоит исчезнуть одной-единственной
мраморной глыбе, пусть даже весом в несколько тонн. Кстати, интересно, а не привезли ли эту мраморную плиту
прямо из Италии?

   194 Еще один халдейский след, на этот раз уже в XVII веке!
   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138