Page 128 - vovie
P. 128
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 127
его включение в коллективный духовный багаж.
Подобная открытость инородному духовному наследию сегодня немыслима. В этом
смысле «Широкомасштабная Операция» существенно обогатила нашу культуру 180.
Потом все кончилось. Пала Византия, и, если не раньше этого события, то уж во всяком
случае вместе с потоком беженцев из первого бастиона христианской философии в Европу
ворвался шквал новых идей, мыслей, учений. Оказалось, что за границей Европы, за пределом
европейских крепостных ворот лежит другой мир с иным летоисчислением и иной
историографией, с самобытной литературой и мало знакомой наукой, а главное, с другим
мировоззрением, освоить и интегрировать которое Запад уже не в состоянии. И началось
размежевание.
Церкви пришлось определять, какие книги суть Слово Божье (Канон); чьи труды
заложили основы богословия (кого вести по ведомству «отцы церкви») и как именно должна
выглядеть история «рождения» и «детства» католической религии. Тексты «выбраковывали» и
«просеивали», писали и фальсифицировали. С расцветом эпохи Возрождения, которую
правильнее было бы назвать эпохой Рождения (нашей цивилизации), «Широкомасштабная
Операция» стала приобретать характер сознательной акции. Но это вовсе не значит, что были
выработаны общие ее законы, точные инструкции и алгоритмы. Наоборот: не стало больше
прежнего подчинения неким неписаным правилам, основывавшимся на чувстве корпоративной
солидарности немногих, знавших друг друга и все написанное гуманистов. Дикое семя дало
обильные всходы.
Лишь на этой стадии пришло осознание того, какое количество текстов было подделано, и
начались попытки остановить неуправляемое «размножение» фальшивок. Именно поэтому
кое-что стали разоблачать или объявлять неправильным, еретическим.
Но весь «чинквеченто» 181 (XVI век) прошел в плодотворных дискуссиях, диких распрях
и пьянящих душу актах творения нового. Лишь в результате проведенной Папой Григорием
давно назревшей реформы календаря (1582), требования о подготовке которой
артикулировались в течение века с лишним, была проведена итоговая черта. Тем самым
предполагалось дать отпор еретикам и язычникам. Начался планомерный процесс, в ходе
которого укреплялись «отвоеванные территории» и вырабатывались средства защиты от
возможных нападок. В результате исправления трудов «отцов церкви» и создания связной
хронологии при помощи вымышленных «окончательных» папских списков, церковных соборов
и борьбы из-за инвеституры, которая, разумеется, столь же вымышлена, как и все остальное,
была заложена надежная историческая основа. Таким образом, возникло вроде бы вполне
почтенное прошлое в том виде, в каком – за исключением незначительной корректуры – оно
известно нам сегодня.
Но и эта все завершающая работа продолжала вызывать споры. Венец трудов принимал
свои почти уже сегодняшние очертания в условиях непрестанного противоборства. Ни перед
чем не останавливалась церковь, включая и убийства, лишь только начинало качаться
созданное ею вселенское сооружение. На начальной стадии этого процесса кризисы такого рода
должны были происходить нередко, если принять во внимание, что опорные сваи можно было
удалять и заменять на новые только постепенно, одна за другой. На собственных ошибках и их
180 Критиков историографии часто обвиняют в попытке убить историческую традицию, подорвать культуру
человечества, обеднить ее, лишить целые народы их исторических корней, их прошлого. На самом деле мы
признаем огромный культурный вклад творцов виртуальной истории и уверены, что их фантастически
занимательная, романтическая, захватывающая и порой крайне наивная сказочная творческая деятельность
навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры. Мы лишь настаиваем на том, чтобы этим культурным
достоянием распоряжались, его исследовали и холили те, кому это по роду профессии и положено делать:
филологи. Что до исторических корней, то ими должна начать заниматься новая междисциплинарная область
знания, имеющая действительно право именоваться наукой о прошлом.
181 Итальянское обозначение столетий триченто, кватроченто и чик-веченто для XIV, XV и XVI веков
показывают, что речь шла о III, IV и V веках (возможно, после некоего нулевого), что дает нам даты, на 1000 лет
более близкие к началу летосчисления, чем мы привыкли.