Page 123 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 123
ВЕДИЧЕСКИЕ ЗОРИ 123
зонте зари. И эти аналогии могут убедить каж-
дого, что множественное число при обращениях к
богине зари не может быть просто выражением
почтения.
Так, во второй строке гимна (I, 92, 1) зори
сравниваются с отрядом «воинов», а в третьей
строфе этого гимна они уподобляются «активным
в своих занятиях женщинам». В другом гимне
(VI, 64, 1) говорится, что они появляются над го-
ризонтом, подобно «волнам вод», или «многим
столбам, установленным для жертвоприношения»
(IV, 51, 2). Говорится, что они двигаются как
«мужи в строю» (VII, 79, 2) или же как «стадо
скота» (IV, 51, 8). О них говорится, что они все
«взаимно подобны» (IV, 51, 6) или «действуют
гармонично» (VII, 76, 5), то есть одинаково. В
этом последнем гимне поэт сообщает, что они
«не враждуют друг с другом» и живут все вме-
сте в «одном доме». Наконец, поэт задает чет-
кий вопрос: «Сколько тут огней, сколько солнц
и сколько зорь?» (X, 88, 18). Если бы зарю
воспевали, обращаясь к ней во множественном
числе только из чувства уважения, в чем бы
состояла необходимость сообщать, что они не
враждуют, хотя и живут все вместе? Такие вы-
ражения, как «волны вод» или «мужи в строю»,
выглядят слишком однозначно, чтобы объяснять их
только как выражения уважения. Кажется, Саяна
одолел это затруднение и, видимо, по указан-
ной причине слегка расходится с Яской в поясне-
ниях. 4
Но, к сожалению, и его трактовка не решает
проблемы, поскольку вопрос-то остается: почему
говорится не об одном, а о нескольких божествах
зари? Любое другое из объяснений, по-моему,
сводится к тому, что заря в году бывает много
дней (раз), как это происходит в умеренной или
тропической зонах, то есть 360 зорь, сопровож-