Page 343 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 343

£    ВЕДИЧЕСКИЕ   МИФЫ   ОБ  УТРЕННИХ  БОЖЕСТВАХ           343

        вильного   ее  понимания   мы  должны    сначала  взгля-
        нуть  на  проблему    связи  Индры   с  Сурьей.
           Уже   было   указано   выше,    в  предыдущей     гла-
        ве,  что  Индра  выступает    главным   героем   в  борь-
        бе  сил  света   и  тьмы.   Это  он  обеспечил    восход
        солнца   с  зарей,   то  есть  помог   солнцу    светить
        (VIII,  3,  6;  VIII,  98,  2),  помог  подняться  в  небо
        (I,  7,  3).  Указывается,  что  солнце   пребывало   во
        мраке   (III,  39,  5),  где  Индра,  поддерживаемый
    f
   ,*   Дашагвами,     нашел   его  и  поднял  в  небо  для  лю-
    5?  дей.  Это   снова  был   Индра,    проложивший      путь
    %   солнцу   (X,  111,  3),  он  бился  с  демонами   мрака,
    1
        чтобы   расцвело  утро.  Повсюду   Индра   описывается
    *   как  друг  Сурьи   и  его  помощник,   но,  несмотря  на
    %.  это,  в  Ригведе  вдруг  появляется  сюжет   о  том,  что
    &   Индра    унес  или  похитил    колесо  солнца   (I,  175,
    ' <•  4;  IV,  30,  4;  V,  31,  11;  X,  43,  5).  Были  выс-
    •t  казаны   предположения,     что  легенда   может   отно-
    *;  ситься   или  к  затемнению     его  тучей,  или   же  к
    Ж   его   ежесуточному      заходу.   Но    первое   бывает
    С   столь  нерегулярно,   что  вряд  ли  может   стать  осно-
    J.J.  вой  легенды,  да  это  и  слабо  связывается   с  дей-
    р,  ствиями   Индры;   для  подтверждения    же  второго  не
    •£•  находим   авторитетных    указаний.
           Мы    должны    поэтому    глубже   рассмотреть    ле-
    **  генду   и  поискать   более   приемлемые     пути  к   ее
     *  объяснению.    Колесница    Сурьи  описывается    в  Риг-
    "   веде  как  одноколесная    (I,  164,  2),  но  это  колесо
    \'  имеет   семь  значений,    а  в  более  поздних   указа-
    ь   ниях   мифологии    оно  именуется   «эка-чакра»    («од-
     , *  ноколеснре»).  Если  это  колесо   похитить,   то  сол-
     %  нце  остановится    и  все  замрет.  При  этом  легенда,
     -I  как  кажется,   повествует   о  самом   солнце   как  о
        колесе.   Так,   в  гимнах   (I,  175,  4;  IV,  30,   4)
     '-  упоминается   «сурьям-чакрам»,    то  есть  сам  солнеч-
     --"_  ный  диск  называется    колесом.  И  когда  говорится,
     V  что  это  колесо   похищено,    то  мы   должны    пола-
     -"  гать,  что  похищено    солнце,  а  не  одно   из  двух
   338   339   340   341   342   343   344   345   346   347   348