Page 340 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 340
340 ГЛАВА X
равной мере относится и к Агни, и во многих
местах в Ведах Агни идентичен Сурье. Об Агни
говорится, что он — это свет неба, пробуждаю-
щийся с зарей, что он вершина неба (III, 2, 14),
его глава. Он описывается как рожденный на
другой стороне воздуха (X, 187, 5); в «Айта-
рейя Брахмане» мы читаем, что солнце, когда са-
дится, входит в Агни, а затем выходит из него
же (VIII, 28); та же идентификация встречается
и в Ригведе, где говорится, что Агни сливается
со светом солнца или же сам светит в небе
(VIII, 44, 29). Все повествования о том, что дитя,
рожденное после десятимесячной беременности, бу-
дучи применены к Агни или Сурье, являются
разными версиями сюжета об исчезновении сол-
нца с верхней полусферы после десяти месяцев
пребывания в небе.
Но что случается с этим ребенком-мальчиком
(«кумара»), который уходит с неба? Навсегда ли
он теряется или вновь возвращается к родителям?
Как допускает отец, да и мать тоже, чтобы дитя
так терялось? Задача возвращения солнца роди-
телям ложится в Ригведе на Ребху или на Аш-
винов. Так, в гимне (I, 110, 8) сказано, что Реб-
ха воссоединил мать с ее теленком, а в гимне
(I, 116, 13) говорится, что Ашвины подарили
Вадхримати златорукого ребенка. Вероятно, речь
идет о возвращении родителям утреннего солнца
и в других гимнах, упоминавшихся выше: Виш-
напу был возвращен Вишваке (I, 117, 7), а яло-
вой корове, принадлежавшей Шаю, Ашвины на-
полнили вымя молоком. А от этих фактов оста-
ется сделать лишь один шаг до рассказа о «ку-
маре» (мальчике). Под именем Кумара выступа-
ет в Пуранах и бог Карттикейя, который тоже
был утерян или обронен («сканда») и возвращен
вверх семью реками, или матерями (VIII, 96, 1)
ранним утром. Этот Кумара водил армию богов