Page 348 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 348

348                                              ГЛАВА  X
          В  этом  случае   мы  можем    понять,   почему   два
       шага   Вишну    люди   видели,   а  третий   был   недо-
       ступен  зрению   ни  птиц,   ни  смертных   (I,  155,  5;
       VII,  99,  1),  и  это  понимание  правильно,  ибо  ниж-
       ний  мир   невидим.    Мы   уже   встречали   указания
       на  то,  что  прибежище     Вритры   описывается    как
       скрытое   и  наполненное    мраком   и  водой.  И  если
       Вишну    помогал   Индре,   его  третий   шаг   должен
       был  соотноситься   с  убежищем    Вритры.   Итак,   под
       шагами   Вишну    понимается    годовой   курс  солнца,
       разделенный    на   три  части.   В  течение   двух   из
       них  солнце  бывает   над  горизонтом,   а  поэтому  два
       его  шага   видимы.    Но   в  последнюю    треть   года
       солнце  скрывается   за  горизонтом,  и  наступает  тьма,
       то  есть  третий  шаг   уже   не  виден.  Вот   тогда-то
       он  и  помогал  Индре  в  его  борьбе  и  убийстве  Врит-
       ры  и  возвращал   зарю,  солнце  и  возможность    при-
       носить   жертвы.
          Выше    уже   указывалось,    что  битва   Индры    с
       Шамбарой     начиналась   на  40-й   день  осени   («ша-
       рада»),  или  на  восьмой   месяц  от  начала  года,  от
       весны.   Вот  эти  восемь   месяцев   света   и  четыре
       месяца   тьмы   как  раз  и  представлены   легендой   о
       двух  видимых     и  одном   невидимом    шагах    Виш-
       ну.
          Легенды   Пуран,   относящиеся    к  Вишну,   в  част-
       ности,  указание   на   его  ежегодный    сон  длитель-
       ностью    в  четыре    месяца,    поддерживают      этот
       взгляд.  Следует   отметить   и  то,  что  Вишну   спит
       на  кольцах  вечного   змея  на  бескрайнем   океане,  и
       эти  образы    свидетельствуют    и   об  океане,   и  о
       змее  Ахи,  упоминаемом     в  легендах  о  Вритре   как
       о  его *воплощении.
          Высказывалось     и  мнение,   что  под  этим   сном
       Вишну    следует   понимать   дождливый     сезон   дли-
       тельностью    в  четыре   месяца,   но  это  позднее   и
       неверное   объяснение,   вроде  того,  которое   мы  от-
       метили   относительно    вод  в  последней   главе.  Ее-
   343   344   345   346   347   348   349   350   351   352   353