Page 344 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 344
344 ГЛАВА X
колес его колесницы, после чего она должна
была бы неизвестно как продолжать свой путь.
Но что должен был сделать Индра с этим
солнечным колесом или самим солнцем, которое
он похитил? Сообщается, что он использовал
лучи солнца как оружие для сжигания демонов
(VIII, 12, 9). Это значит, что похищение колеса
и победа над демонами совпадают во времени.
Битва Индры с демонами имеет главной целью
возрождение света, и следует спросить — а как
Индра мог использовать диск солнца в качестве
оружия при нападении во имя возвращения потерян-
ного во мраке солнца? Ведь это приближается к
утверждению, что этот диск солнца был исполь-
зован как оружие для восстановления того же сол-
нца, которое, как верили, было потеряно во мра-
ке. Но это только кажущееся затруднение, воз-
никшее как результат новых представлений о
тьме и свете.
По этим представлениям немыслимо пребыва-
ние Сурьи и мрака в одном месте. Но в Ригве-
де четко говорится о «солнце, пребывающем во
мраке». Это встречается не меньше, чем в двух
гимнах (III, 39, 5; I, 117, 5), и это можно объ-
яснить лишь тем, что ведические барды верили в
утрату света солнцем, когда оно скрывалось за
горизонтом или же во временное исчезновение
его сияния в течение битвы с демонами тьмы. Ни
по какой другой теории нельзя пояснить смысл
выражения «тамаси кшиянтам» («пребывающий во
мраке»), и если согласиться с этим, то нетрудно
понять, как это о диске солнца можно говорить,
что Индра использовал его для победы над демо-
нами и восстановления утреннего света. Уточняя
это, можно сказать, что Индра помогал солнцу
в разрушении препятствия, которое подавляло или
затемняло его сияние, и, когда это препятствие
было устранено, солнце обрело свой свет и воз