Page 341 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 341
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 34J
в бой и победно следовал по пути богов — дэва-
яне. Эта армия богов олицетворяет собой дни.
Подобно тому как Маруты помогали Индре в
битве с Вритрой, этот Кумара, то есть утреннее
солнце, мог, по калейдоскопу мифологии, счи-
таться и сыном бога Рудры, бога бурь, который
выражал собой и суть Марутов-ветров. Кумара мог
быть назван и порождением Агни, пребывавшим
в воде, или же упоминаться как сын семи или
шести Криттик. Подобно тому как утреннее сол-
нце просекает свою дорогу сквозь хребты Эль-
бурза в Авесте, так Кумара пробивает горы Кра-
унча и обретает в Пуранах эпитет «Краунча-да-
рана» («пробиватель Краунча»).
Но мы здесь не касаемся вопроса о возраста-
нии Кумары, этого ребенка утра, что дошло и
до поздней мифологии. Мы освещаем проблему
Ашвинов, чтобы выяснить, какие связанные с ни-
ми сюжеты могут быть поняты правильно с точ-
)> ки зрения арктической теории. Мы видим, что
при ее помощи мы не зря анализировали ряд ле-
генд.
Так, выражение «даша-масья» (10 месяцев) в
легенде о Саптавадхри, как и «дашаме юге» (де-
* v сятой юге) в рассказе о Диргхатамасе, прямо ука-
л- зывают на десять месяцев солнечного света, и в
этих же легендах мы видели прямые или мета-
форические упоминания о трех, десяти или ста
непрерывно длящихся ночах. Мы видели также
->?•. такие выражения, как «солнце, спящее во мраке в
-г- объятиях нир-рити», в которых говорится не о ме-
~~ тафорическом, а о вполне реальном мраке. Во
*• всех таких легендах речь идет не просто о зим-
>• нем солнце любой области, но о солнце, скры-
- вавшемся в нижнем мире вод и мрака, и роль
Ашвинов состояла в том, чтобы извлечь его из
темной ямы нижнего мира и из бездонного оке-
<• ана, наполненного мраком.