Page 339 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 339
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 339
(укрытого, несвободного)». И еще: (I, 72, 2): «Все
бессмертные мудрецы не могли найти теленка,
временно пребывающего возле нас. Проявляющие
внимание (боги), утомляясь, следовали по его сто-
пам, остановились на высшем прекрасном месте
Агни». Такие же по смыслу слова мы находим
и в гимне (I, 95, 4): «Кто из вас понял эту тай-
ну? Теленок сам породил свою мать. Зародыш
многих, великий мудрец, движимый собственной
силой, выходит из лона этого деятельного («апа-
сам»)».
Это рассказ о скрытом Агни, который описан
в гимне (X, 124, 1), который долго пребывал в
длительном мраке («диргхам тамас») и который
в конце концов выходит как дитя воды («апам
напат») в гимне (I, 143, 1). Эпитет «апам на-
пат» обычно понимается как молния, бьющая из
облаков, но это не согласуется с фактом его дол-
гого пребывания во мраке. И эта загадка легко
решается с помощью арктической теории при
учете факта космической циркуляции воздушных
вод.
Солнце, движущееся между небом и землей в
течение десяти месяцев, подобно пребыванию в
материнском лоне, приводило на ум ведическим
поэтам параллельную мысль о десятимесячной бе-
ременности, но удивление вызывалось тем, что
ребенок, появляющийся на свет, виден всем, а сол-
нце становилось невидимым как раз в момент
выхода из лона матери. Куда оно уходило? За-
ключали jin его в деревянный ящик или обвязыва-
ли кожаными ремнями в водном мире? Почему
мать не показывала его отцу после благополуч-
ных родов? И были ли они благополучны? Вся
эта история, естественно, вызывает много вопро-
сов, и ведические поэты, кажется, наслаждались
этой загадкой, возвращаясь к ней в разных
гимнах. А ведь то, что относится к солнцу, в