Page 66 - Славянское царство
P. 66

Славину,  вернул  себе  отчий  престол.  Славяне,  видя,  что  их  государь  стремится
               обратить  их  в  христианство,  восстали  против  него,  однако  Генрих  с  помощью
               великого герцога Саксонии сделал их данниками, не требуя от них смены религии,
               поскольку знал силу их ненависти к христианской вере. Затем, как было сказано, он в
               жестокой битве одержал победу над ранами и сделал их своими данниками вместе с
               ваграми,  полабами,  бодричами,  хижанами,  черезпеня-  нами,  поморянами  и  всеми
               славянами  вплоть  до  Польши.  За  это  он  был  прозван  королем  славян,  но  из
               скромности не принял этого титула. Он скончался в 1126 году, и за сыновей Генриха
               стал править датский король Кнут. Когда Генрих правил землями по ту сторону Пены,
               государь Восточной Славонии Вартислав, разрешив проповедовать святому Оттону,
               епископу бамбергскому, принял христианскую веру со всеми своими вельможами и
               городами, и свет Евангелия сиял там вплоть до времени саксонского герцога Генриха
               Льва. Последний, отправившись посетить могилу Господа нашего в Иерусалим, взял
               себе в спутники славянского государя Прибислава. Славяне в прошлом владели также
               и всей Пруссией и назывались пруссами. В незапамятные времена они пришли в те
               края, гонимые нуждой и злосчастьем своей страны, расположенной ближе к северу на
               востоке  значительно  выше  истоков  реки  Танаис,  называемой  современными
               писателями Таной. Итак, как пишет Джамбулари (IV), спасаясь от льдов и снегов, они
               пришли  в  эти  края,  и,  найдя  их  незаселенными,  поскольку  (как  явствует  из
               исторических сочинений) готы покинули их, немало обрадовались и осели там. Они,
               однако, не перешли Вислу, где жили немцы, но расселились от реки Хрона (Сгопо),
               которую  некоторые  ныне  называют  Прегель  (Pergulo),  расположенной  на  востоке
               Пруссии, до Вислы, или Вистулы, отделяющей Сарматию от Германии. И хотя они и
               заняли всю эту страну длиной примерно тысяча двести пятьдесят миль и шириной
               сто сорок, они не стали возделывать ее, а оставили под пастбища. Поступили они так,
               вероятно, по той причине, что не хотели воевать за нее с другими народами, если бы
               те узнали о ее величине, либо потому, что не были привычны к земледелию, утоляя
               голод только мясом, преимущественно сырым, а жажду молоком, либо в чистом виде,
               либо с примесью конской крови, как принято ныне у татар. Не возводили они и домов
               из камня, а жили в пещерах и дуплах деревьев, защищая своих детей и себя самих от
               холода и дождя их корой. Насколько можно узнать из исторических сочинений, они
               были  известны  более  своей  дикостью,  чем  воинственностью.  В  течение  многих
               столетий у них не было ни какого‑либо поклонения, ни религии. В конце концов они
               впали в такое безумие, что стали считать своими богами зверей, змей и деревья (как
               пишет папа Пий И), следуя в этом заблуждении примеру остальных славян. У них был
               дуб, разделенный на три части, где они держали своих богов: в одной части находился
               идол  Перун  (Petvno),  или,  как  пишут  другие,  Перкун  (Percvnno),  что  означает
               «молния». В его честь они постоянно, днем и ночью, поддерживали огонь из дубовых
               дров. Если по недосмотру служителей огонь угасал, то виновного предавали смертной
               казни. С другой стороны находился идол Потримпс (Patrimpo).  Его культ состоял в
               содержании  живого  змея,  которого  умилостивляли  молоком.  С  третьей  стороны
               располагался  идол  Патолс  (Patelo),  в  честь  которого  хранили  человеческий  череп.
               Были у них и другие божества, которым они поклонялись и оказывали божественные
               почести, однако все жертвоприношения им совершали в дубовых рощах. Всему, чем
               они  владели,  они  приписывали  божество–покровителя.  Главным  среди  них  был



               К оглавлению
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71