Page 101 - vovie
P. 101
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 100
Для погребальных представлений – рассчитанных, кстати, только на самых близких
родственников покойного – строили здания; их можно рассматривать как прообразы романских
церквей. Ступени (на которых сидели или стояли участники и зрители) окружали «сцену» –
возвышение, позже превратившееся в христианских церквях в алтарь. Оно было отгорожено
щитами с входами и просто свободным пространством между ними, позволявшими видеть, что
происходит за щитами. Щиты эти превратились впоследствии в алтарную перегородку, а затем
и в иконостас.
Подобные «протоцеркви», полностью вырубленные в скале, были обнаружены нами при
исследовании доисторической наскальной живописи в Южной Испании (У. и У. Топпер, 1988).
А наскальная живопись, связанная с культами, относится вовсе не к неолиту, не к бронзовому и
даже не к медному веку, но к позднеримской и раннехристианской эпохам, о чем
свидетельствуют запечатленные на них символы: имена Христа, символы откровения Альфа и
Омега и т. д. В пещере Пенья Ту (Астурия), считавшейся раньше доисторической, есть
изображение христианского креста. Очевидной стала связь между астурийским святилищем (с
выкрашенными в красный цвет стенами, причем покраску можно считать первичной формой
фресок и отнести к X веку) и астурийскими храмами вестготов, древнейшими «христианскими
постройками» в Западной Европе (рис. 33; 34).
Что касается испанской наскальной живописи, то она тесно связана с вырубленными
прямо в скалах могилами, повторяющими своими очертаниями форму человеческого тела.
Пещеры с наскальной живописью, по тематике почти всегда относящейся к погребальному
культу, находятся обычно невдалеке от таких каменных могил (либо в наскальной живописи
встречается изображение подобных могил). Большинством археологов эти могилы датированы
IX–XI веками. Они напрямую связаны с ранними верованиями – совершенно нам неизвестной и
кажущейся чуждой праформой христианства: с массивными крестильными купелями,
монашескими кельями, но без крестов. Скальные захоронения находят во все большем и
большем количестве: от севера Португалии, через Андалусию и до Алжира. Они есть даже в
Эльзасе и, как упоминалось выше, в скалах Экстернштайнен.
Важным ритуалом считалось «уложение живого во гроб». Желающий быть посвященным
и принятым подвергал себя церемонии, в ходе которой он ложился (или его клали) в каменную
могилу (рис. 38, 39), проходил через квази-умирание и возрождался. Считалось, что над ним,
как над «заново родившимся», теряла свою власть смерть.
Так возникло представление о смерти и возрождении Иисуса из Назарета как о
представительных для всех и каждого, для всего человечества. «Страсти Христовы»,
театральное действо, разыгрывавшееся в средневековье по всей Европе, я считаю прямым
преемником древнего погребального культа (языческих мистерий) 126. Чтобы составить себе
представление об этих обрядах, достаточно посмотреть традиционное испанское Лоа, в котором
частично используется текст XVI века. В собрании старинных немецких песен Carmina Burana
сохранились тексты «Страстей Христовых» начала XIV века.
Многие высказывания Иисуса восходят к языческим застольным тостам, произносимым
на ритуальных трапезах; в христианстве им придан другой смысл, как, например, его словам в
Гефсиманском саду: «дух бодр, плоть же немощна» (Матфей, 26, 39-44).
Известно также, что эпизод с обращением Павла перед Дамаском частично восходит к
сцене празднования из «Вакханок» Еврипида (это отметила еще Ранке-Хайнеман, см. Детеринг,
1995, с. 30).
Я предполагаю, что в своей первоначальной форме «Откровение Иоанна» было создано
126 В одной из своих последних работ, Топпер приходит к выводу, что умерший в 1516 году великий
голландский художник Иеронимус Босх не рисовал никаких христианских сцен и, скорее всего, еще не был знаком
с христианством. Зато после его смерти его картины были «дописаны» христианской символикой. Топпер пришел
к этому выводу на основе искусствоведческого анализа (сам художник). Применение современных физических
методов подтвердило этот вывод. Те же не подправленные католиками картины Босха, на которых якобы
изображен страдающий Христос, Топпер классифицировал как представление действа на сцене, мистерии.