Page 98 - vovie
P. 98

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  97

       Стремление к поиску истины и просветительству не затихало и в следующих двух
поколениях; критическое направление в библеистике успешно развивалось, достигнув
кульминационной точки к началу Первой мировой войны 118. Одним из наиболее известных
представителей этого направления был Артур Древе 119, составивший свой корпус
убедительных доказательств позднего происхождения мифа о Христе (см. переработанное
издание именно так и названной книги 1921 года). Кроме несоответствия созданного образа
Иисуса духу времени, в которое этот образ был помещен, Древе подчеркивал психологические
несоответствия в фигуре Христа, незнание создателями этого образа психологии людей той
эпохи, а также исторические противоречия: Ирод, при котором должен был родиться Христос,
умер уже в 4 году до н. э., а сирийский наместник тех дней Кирений исполнял свои обязанности
вовсе с 7 по 11 годы н. э. 120.

       Расцвет деятельности Иоанна Крестителя должен был прийтись на правление в Абилене
тетрарха Лизания, который на самом деле умер в 36 году до н. э., к тому же Абилена никогда не
была тетрархией. Анна и Кайяфа якобы одновременно были первосвященниками, но
первосвященник мог быть только один. Судя по описанию Флавия, царь Ирод I был достаточно
гуманным человеком, и уж ни в коем случае он не стал бы устраивать «избиение младенцев»
(Древс, с. 33). В общем, авторы, писавшие Евангелия, не имели представления о
действительной истории и образе жизни людей древней Палестины. Не были они знакомы и с
реконструкциями историков эпохи Возрождения. Итак, верхняя и нижняя границы времени
написания Евангелий обозначились: «выше» поздней античности и «ниже» Ренессанса. Мое
первичное подозрение падает на эпоху от X до XIV веков.

       Тщетное долгое ожидание возвращения Спасителя (например, ожидание скорого его
возвращения в Евангелии от Марка, 13, 7-13) должно было превратить христианство, буде
таковое существовало уже в античности, в посмешище. Неисполнение предсказания в течение
многих поколений должно было повлиять на христиан, и если и не уничтожить, то полностью
изменить их учение. Только ретроспективные предсказания – тем более, когда сама
ретроспектива вымышлена и отнесена в прошлое на почтительное временное расстояние –

   118 Это направление получило прозвище супер– или сверхкритицизма. Префикс «супер» в этом слове
интерпретировался защитниками традиции (в форме модели виртуального прошлого) как указание на «изли-
шества», на «перегибание палки сверх нормы». Традиционалистам повезло: вторая мировая война прервала
повышенный интерес публики к суперкритицизму и традиционалисты смогли приписать себе победу в споре, в
котором, мол, они привели лучшие аргументы. Прекрасное представление о современном состоянии и традиции
суперкритицизма дает вебстраница http://www.hermann-detering.de/ доктора теологии Де-теринга.

   119 Один из классиков движения суперкритицизма, философ и писатель Артур Древс (1865-1935) опубликовал
до своего 42 года 25 книг по философии, психологии, филологии и другим гуманитарным областям и приобрел
стойкую репутацию эрудита, работоголика, но и вольнодумца и диссидента, не идущего на компромиссы с
догматической академической элитой. Все его творчество демонстрирует, что он никогда не плыл по течению
распространенных в академических кругах представлений, а всегда был критически и оригинально мыслящим
ученым. Особенно зло реагировал научный истэблишмент на книги Древса, которые он писал не для
академической элиты, а для широкой публики.

   В 1910 году Древе прогремел на весь мир своей вышедшей в 1909 году книгой «Миф Иисуса», в которой, со
свойственной ему академической тщательностью, собрал многочисленные аргументы, говорящие о том, что образ
Христа легендарен и что историчность Христа ничем не доказана. Под влиянием этой переведенной на многие
языки книги перед первой мировой войной в Берлине состоялись публичные дебаты на тему об историчности
Христа. Успех их был таков, что дебаты пришлось перенести в громадный шатер шапито. Пресса характеризовала
это событие, в котором приняло участие около 15 000 зрителей, как величайшее явление в истории христианства
после лютеровской реформации.

   120 Библия же утверждает, что он был правителем Сирии в дни рождения Христа. Чтобы выйти из этого
затруднения, традиционалисты придумали, что указанное Топпером время правления суть второй срок на этом
посту. А Кирений (греческий вариант имени Публиса Сулфи-ция Квирина) был при рождении Христа правителем
Цилиции, аннексированной сирийцами именно в это время. Поэтому, мол, его не совсем правильно называть
правителем, но такая ошибка, мол, простительна. И вообще, коль Лука так написал, то так оно и было, ведь этого
апостола сегодня возводят в ранг серьезного историка!
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103