Page 99 - vovie
P. 99
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 98
оказываются якобы верными. Разрушение персами Иерусалимского храма должно было
вызвать огромный поток беженцев, распространивших по всей Европе новые идеи; ими, скорее
всего, и был дан импульс к написанию Евангелия. Кроме этого, их естественное желание
отвоевать Святые Земли приблизило эпоху крестовых походов 121.
Уже первый христианский мученик, Степан, нес пропагандистскую нагрузку: рискуя
жизнью, он предпринял попытку отвратить иудеев от культа храма. Этому можно найти
соответствие в византийском иконоборчестве, идеология которого зародилась одновременно с
набирающим силу исламом и с первыми попытками размежевания с иудаизмом и
самоопределения европейских христиан. Речь идет, следовательно, примерно об XI веке 122.
Древнейшие христианские тексты представляли собой собрания афоризмов, вложенных с
течением времени в уста Спасителя. Ориген, один из ранних «Отцов церкви», знал множество
Христовых изречений, не имеющих соответствия в канонических Евангелиях. Мусульманами
записана добрая сотня только им известных высказываний, которые они приписывают Христу
(собраны Асином Паласиосом).
После попыток перепроверить евангельские цитаты в произведениях средневековых
авторов, я вынужден с сожалением констатировать, что, в основном, встречается либо не
совсем внятное цитирование, либо цитата стоит в тексте, который, судя по впечатлению,
написан или, по меньшей мере, переписан лишь в эпоху Возрождения. Кроме того, в Новом
Завете встречаются чрезвычайно подозрительные с точки зрения содержания места:
маловероятно, чтобы Павел поехал в Дамаск с целью преследования христиан, как об этом
сообщается в Деяниях апостолов (Евангелие от Луки, гл. 9). Скорее всего, он, согласно
древнейшей традиции, ожидал там возвращения Христа. Вообще, в древнем мире Дамаск, как
город Ветхого и Нового Заветов и Страшного суда, имел настолько большое значение, что
первые исламские калифы, Омейяды, сделали его в VII веке своей столицей. А вот упоминание
в Евангелиях Назарета можно смело зачислить в разряд недоразумений: как город Назарет
появился только в эпоху крестовых походов.
В многочисленных противоречиях Евангелий и Посланий отражаются дискуссии
находящейся в процессе становления господствующей церкви, выросшей из различных
противоборствующих духовных течений. Иногда одни послания Павла комментируют другие
послания Павла (Детеринг, 1995), причем и те и другие написаны не им. Три так называемых
«пасторальных послания» (два – к Тимофею и одно – к Титу) принадлежат еще одному автору,
который не знает ни жизненных обстоятельств вымышленного персонажа по имени Павел, ни
прежних его вероучительных высказываний. Первоначально, скорее всего, они задумывались
для других целей, а не для фальсификации «Посланий» Павла.
Сведение текстов Нового Завета в единый Канон должно было удовлетворить обе партии:
последователей Петра и последователей Павла. То есть в него на общих основаниях, без
расстановки приоритетов, вошли все важнейшие положения обеих сторон. В этом-то и состояла
цель канонизации: создать сложные, таинственные, не поддающиеся интерпретации (и, стало
быть, интерпретируемые богословами каким угодно образом) тексты трудно определимого
авторства. Для утверждения и окончательной правки Канона средневековая церковь создала
ересиологические сочинения (например, Иринея), в которых явно отражаются позднейшие
теологические дискуссии.
Если мы обратимся к аргументам дискутирующих сторон, то нам (с удивлением) придется
признать, что темы дискуссии никак не могли принадлежать – как это утверждается –
античности: они возникли только во втором тысячелетии.
Первый результат анализа: мистерии
121 Но не через тысячелетие же с лишним после событий! Если же персы – это османы, а разрушенный храм
находился в 1453 году в Константинополе, то мы получаем основу для датирования «крестовых походов» второй
половиной XVI и XVII веков.
122 Сегодня Топпер, скорее всего, сказал бы: в XIV или XV веках.