Page 48 - vovie
P. 48
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 47
«Первая церковь» в Испании
Хороший пример португальской учености – патер Мигел де Оливейра. Он написал книгу
о случаях фальсификации и формировании культа святых в Португалии (1964). 2-й
Ватиканский собор (1963) призвал всех католиков еще раз исследовать историческую
подоплеку древних легенд и выявить имена святых, существование которых исторически
недоказуемо. Например, святые, о которых не известно ничего, кроме их имени, являются с
большой степенью вероятности выдуманными. Призыв к поиску истины всколыхнул целую
волну критических исследований, из которых мы узнали много нового о церковных
манипуляциях с историографией.
Вот сравнительно длинный отрывок из работы патера Оливейры, содержащей
осторожную, но недвусмысленную критику участия церкви в формировании распространенных
устоявшихся заблуждений (книга, между прочим, вышла с высочайшего церковного
разрешения): «Зарождение христианства на Пиренейском полуострове, начавшееся по
официальной точке зрения уже в I–II веках, не находит подтверждения в трудах древних
церковных писателей. Хотя, казалось бы, именно они должны были обладать наибольшим
количеством документов этой эпохи. О христианизации полуострова и появлении первых
христианских общин не упоминают ни римские историографы (Павел Орозий, Гидаций), ни
историки вестготского периода (Иоанн Бикларский, святой Исидор Севильский).
Их молчание разительным образом контрастирует с изобилием подробных сведений,
распространившихся позднее и опирающихся не на какие-то найденные, дотоле неизвестные
древние документы, но по традиции восходящих якобы еще к апостольским временам. Церкви,
выигрывавшие в наибольшей мере от этого позднего расцвета, ответственны и за
распространение всех этих сказок.
Таким образом, нам было навязано не имеющее реальной основы представление об
общеиспанской ранней церкви, связанной со славными деяниями других ранних церквей, и
укорененное в универсальной церковной истории. Долгое время никто не отваживался
подвергнуть сомнению истинность традиции, существующей столетия и освященной текстами
богослужений. Не решаясь классифицировать историю ранней испанской церкви как
легендарную, многие ученые, пытаясь придать ей правдоподобие, прибегали к
несостоятельным аргументам вроде того, что тяжелые времена и людская небрежность
повинны в утрате бесценных доказательных документов.
Исторической критике до сих пор не удалюсь изгнать этот дух. Несмотря на то что эта
тенденция не изжита, наука все же намного продвинулась вперед, и теперь уже можно с
определенностью судить о том, какая эпоха „ответственна" за формирование подобных ложных
представлений», когда все это началось.
В качестве вопиющего примера Оливейра приводит путешествие апостола Павла в
Испанию. В «Послании к римлянам» в феврале 58 года он говорит о намерении посетить
Испанию (XV, 24 и 28). Святой Клементий (официально считающийся одним из первых пап) в
письме от 96 года говорит об этом путешествии, как о состоявшемся факте; так же написано в
«Kanon Muratorius» («около 200 года»; оба документа – поздняя фальсификация, как я
показываю в другом месте). К Павлу не восходит ни одна испанская церковь. В
противоречивом самом по себе упоминании о двух якобы обращенных им сестрах отсутствует
указание места действия. Возможно, оно происходит из X века (см. Флорес, «Священная
Испания», III, 1). В эпоху вестготов с ее якобы разветвленной церковной структурой, когда
должны были писаться бесчисленные хроники и созываться Соборы, о путешествии Павла в
Испанию никто ничего не знал.
Только в исламские времена всплывают первые имена миссионеров, несших благую весть
из Рима в языческую Испанию, так называемых «апостольских мужей». В их числе столь
важный «гот» VII столетия, как Индалеций. Согласно лионской Книге мучеников, апостолы
Петр и Павел благословили семерых епископов («апостольских мужей») и отправили их
обращать Испанию в христианство. Наивные описания свершенных ими чудес способны
растрогать и камень, и все же в церковных кругах они считаются «старейшими и вернейшими