Page 91 - vovie
P. 91

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  90

церкви 104.

Искусство

       Даже беглый обзор и стилистический анализ сокровищ искусства европейских музеев
приводит к неожиданным выводам. Сколько прекрасных миниатюр и иллюстрированных
Евангелий, относимых к средневековью, было создано многими столетиями позже! (Рис. 20.)
Обратите внимание на ренессансные перспективы в средневековой живописи, на
несоответствие эпохе оружия или одежды персонажей, на «барочных» ангелов и
«просветленное» выражение на лицах святых! Яркий пример: Аахенское Евангелие с
апофеозом Оттона III, «около 990 года; из монастыря Райхенау». Появление ангела в обличье
женщины не может не вызвать вопросов: ангелы всегда считались существами мужеского пола.
А выбивающиеся из стиля Мадонны и распятия! Другой пример: мраморный трон Григория
Великого (590-604) в Риме – на львиных лапах в арабском стиле и с филигранной отделкой.

       По половым признакам ангела, который традиционно мог иметь лишь мужское обличье,
по перспективе или анахронизму в изображении одежды можно сразу определить примерное
время создания книги. Я хотел бы привести еще один способ хронологической классификации:
если четыре апокалиптические фигуры появляются как символы великих религий, то,
возможно, произведение искусства относится ко времени до 1100 года; если же они
символизируют четырех евангелистов, значит, придется проставлять гораздо более позднюю
датировку. Такие приметы помогут отличить подлинник от подделки и исправить ошибочную
датировку, ибо автор подделки или тот, кто «родил» неверную датировку, не в состоянии
ввести нас в заблуждение, так как в этом случае – как и в случае текстов – анализу подвергается
само содержание, связанное с историей возникновения догмы.

       Ранний сюжет книжных иллюстраций: поклонение волхвов – трех царей с Востока –
младенцу Иисусу. В испанской рукописи (Roda), датированной началом X века и содержащей
«Хронику» Альфонса Великого, уже имеется подобное изображение. Многие признаки
подтверждают подлинность этого роскошного кодекса, хранящегося в Мадриде: византийская
неподвижность фигур; наличие арабских черт и соответствующая эпохе латынь. Единственно
лишь, если рассмотреть рукопись с данной новой точки зрения, – датировку придется
отодвинуть лет на сто-двести. В принципе, таким образом можно выработать критерии для
временного анализа древних рукописей на основе ее иллюстраций.

       На севере Испании существует подлинная древняя христианская миниатюра: так
называемые «прероманские» иллюстрации к «Откровению Иоанна». Самую известную из них,
шедевр Беа-туса из Льебаны, я внимательно изучил. Датирован он VIII веком, однако
удивительно напоминает миниатюру из Хаара, с достаточным на то основанием отнесенную к
1047 году (Беатус Фернандо I и доньи Санчи). Сходится все до мелочей: выражения лиц,
складки одеяния, расположение фигур и даже колорит. Самые ранние датированы 968 г. (Беатус
Магиус) и 970 г. (Беатус Табары). В работе принимала участие и женщина, Эуде (Беатус
Хе-роны, 975).

       Работы Беатуса из Льебаны не могут быть древнее, так как всадники Апокалипсиса
вставляют ноги в стремена, а оные пришли в Европу из Венгрии только в X веке (рис. 31).

       Зачем же произведения искусства «старят» на два-три столетия? Потому что для начала
«отвоевания» Испании необходимы были христианские свидетели. Предполагают, что Беатус
написал еще и боевую песню, в которой впервые речь шла о герое Реконкисты Сантьяго. Так,
легендами, заполнялись нехристианские временные лакуны. И – хотя историотворческие факты

   104 Широкомасштабная Операция не руководилась единым центром. При всей важности роли церкви при
сочинении виртуального прошлого человечества, нужно подчеркнуть и наличие многих локальных центров
(феодальные правители, отдельные города и т. д.) и общего хаотического фона, на котором разыгрывалась
Широкомасштабная Операция. Личная инициатива, ментальный настрой, давление со стороны развивающейся
книжной индустрии и многое другое играли свою роль в определении динамики Операции. Пропущенные даты
часто были связаны с невежеством заказчиков и исполнителей поддельных документов, с отсутствием у них
четких представлений о цели фальсификата, о фальсифицируемой исторической кулисе…
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96