Page 94 - vovie
P. 94

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  93

маленькие истории эти вплетались затем в сюжетную нить большой поэтики Христовых
действий и поступков».

Ветхий Завет

       Я хочу предупредить, что не осмеяние Библии входит в мои задачи – на то в прошлом
находилось немало охотников, – но раскрытие тайны о времени, когда могли быть написаны
все входящие в нее истории, и осмысление того, духу какой эпохи можно все эти истории
соотнести. На мой взгляд, к ним могут подойти только позднее романское либо раннее
готическое средневековье.

       Впервые серьезную критику библейского текста предпринял англичанин Кенникотт,
выпустивший в 1776-1780 гг. еврейский Ветхий Завет. Старейший текст, который он
использовал, восходил к 1106 году. Гениальный Айххорн заметил в связи с этим, что мы
должны оставить сладкую надежду когда-либо увидеть первичный текст.

       Но я собираюсь исследовать здесь не подлинность рукописей, но их содержание.
       Что, собственно, представляет собой Ветхий Завет? Разношерстное смешение архаично
звучащих обрывков преданий, заимствованных героических сказаний и семейных хроник,
возвышенных песнопений и проповедей, любовных историй и мистических стихов, анекдотов и
слухов. По духу мне все это представляется родственным столь богатой содержанием ранней
немецкой и франкской литературе. Наверное, в качестве примера для использования всех
упомянутых жанров нужно назвать «роман об Александре», который в первых столетиях после
смены тысячелетия существовал на всех культурных языках Старого света, от Ирландии до
Индонезии 109. Царящий в «романе о Александре» экзотический полный чудес мир передает в
большой мере характер Библии, хотя прямые заимствования отсутствуют. Взаимовлияние друг
на друга хотя и чувствуется; но речь идет скорее о парящих в воздухе мотивах, нежели о
прямой зависимости. То же очарование древним прошлым, магическим Египтом и пышной
Персией, богоподобными героями и прекрасными женщинами. Или так: ветры, овевавшие их
создателей, были еще языческими.
       Мог ли быть «александрийский роман» одной из канонических библейских книг? Среди
утраченных книг, цитируемых в Библии, Делицш (1920), не стремясь к исчерпывающей
точности, насчитывает дюжину «исторических» и еще десять – «пророческих». Странно: как
мало из упоминаемых в Библии древних книг осталось в нашей сегодняшней Библии, и
насколько искажены эти немногие канонизированные книги. Нередко авторство приписано
сочинителям, жившим в более чем на полтысячелетия более раннюю эпоху. С подобной
практикой мы уже сталкивались, разбирая «творчество» отцов церкви, поэтому предполагаем,
что большинство цитируемых только по названию и «утраченных» библейских книг никогда не
были написаны. Запланированные исторические и литературные рамки, которые по замыслу
могли быть заполнены дополнительными текстами, оказались настолько сужены канонизацией,
что от первоначального плана пришлось отказаться.
       Описание результатов предпринятого Делицшем тщательного изучения библейского
текста напоминает сатирико-юмористиче-ский листок. Составители Библии не имели ни
малейшего представления о географических особенностях Святой Земли, практически ничего
не знали о ее обитателях или об их соседях. О военной технике ни один из авторов Библии,
очевидно, не имел ни малейшего представления. Описание многочисленных сражений у них
более неправдоподобны, чем даже сказки братьев Гримм. Вооруженные одними мечами
кочевники – откуда у кочевников из Египта мечи, об этом – ни слова – захватывают горный
Ханаан с его крепостями и укрепленными городами, в которых жил цивилизованный народ,

   109 Традиционная историография относит «Поэму об Александре» к II веку н. э. Эта поэма якобы была
переведена на 30 языков и послужила основой как мифотворчеству об Александре Македонском, так и для мно-
гочисленных средневековых стихотворных романов об Александре. Считается, что прозаические «Романы об
Александре» возникают в XV веке и вскоре выходят в печатной форме. В Россию повествования об Александре т.
н. «Александрия» проникает якобы не позже XII века.
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99