Page 122 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 122
122 ГЛАВА V
еще не появился над горизонтом, и бог Варуна
должен встать на защиту молящегося при таких
обстоятельствах ».
В Ригведе имеется много мест, которые и да-
лее утверждают нас в такой оценке. Так, в гим-
нах (IV, 19, 8, а также VI, 28, 1) встречается
слово «пурвих» — «много», что соответствует сло-
ву «бхуясих» («бхуясир») в описанной выше стро-
фе. Оно обозначает число зорь, явно указывая на
то, что речь идет более чем об одной заре.
В Ригведе часто говорится о многих зорях —
этот факт хорошо известен всем ведологам. Так,
в гимне (I, 92), посвященном заре, бард начинает
свое воспевание с типичных восклицаний: «Это
есть те зори, которые появились на горизонте», и
это же мы видим в Ригведе (VII, 78, 3).
Яска в своем трактате «Нирукта» (XII, 7) объ-
ясняет множественное число «ушасах» — «зори»
как форму почтительного, прославительного от-
ношения. Саяна же полагает, что это относится к
нескольким божествам утра.
Западные ученые не внесли должных исправ-
лений в эти пояснения, а профессор Макс Мюллер
удовлетворяется тем соображением, что ведические
барды, говоря о заре, просто иногда употребляют
множественное число, подобно тому, как мы
употребляем форму единственного.
Но, слегка поразмыслив, можно увидеть, что
ни одно из этих объяснений не является удов-
летворительным. Если множественное число в
гимне явилось бы выражением почтения, то по-
чему оно тут же ниже переходит в единствен-
ное? "Поэт, конечно, и не думал обращаться в
первых строках к богине уважительно, а за-
тем вдруг переходил на фамильярную тональ-
ность. И это не единственное возражение Яске.
Много аналогий этому можно встретить в веди-
ческой поэзии при описаниях появления на гори-