Page 294 - Славянское царство
P. 294
ними в разговоры, когда те разглядывали его, прячась за зубцами стен. Однако вместо
слов привета горожане осыпали его грубой бранью. Посему он, проникнув под
покровом ночи в город через один из акведуков, овладел им. Более чем
неблагодарный Юстиниан, позабыв о благодеяниях, оказанных ему Болгарином,
начал против него войну, выступив в поход на Анхиал с флотом и сухопутным войском
из пехоты и конницы. Поначалу перепуганные болгары укрывались в горах. Затем,
видя, как разрозненные отряды римлян бродят в поисках добычи (поскольку в
римском лагере не было порядка), болгары воспрянули духом и напали на римлян.
Перебив многих из них, они взяли большой полон, захватив при этом немало коней.
Император с остатками войска заперся в одной из крепостей. Перерезав жилы коням,
чтобы они не могли служить неприятелю, он сел на корабли и с великим позором
вернулся в Константинополь.
Позднее, на первом году правления [императора] Льва Исавра арабский государь
Маслама (Masalda), переправившись с мощным войском из Абидоса (Abido) во
Фракию, предал всю упомянутую провинцию разграблению. После этого он повернул
свои войска на Константинополь. Разбив лагерь под городскими стенами со стороны
материка, он подверг город суровой осаде. Туда же подошел и очень мощный флот
под командованием Сулеймана (Solimano), которого некоторые авторы именуют
Зулеймоном (Zulemone). Он переправил из Азии во Фракию другое войско того же
племени, имея, согласно одним авторам, три тысячи судов. Согласно другим авторам,
судов было не более трехсот. С упомянутыми силами варвары напали на
Константинополь с суши и с моря. Не будь они столь жадны до добычи, при более
упорной осаде город, без всякого сомнения, оказался бы у них в руках. Однако немалая
часть их войска, отделившись от остальных, совершила набег на Фракию и, разоряя
села, достигла пределов Болгарии. Болгарский король Тервел, побуждаемый к
отмщению как христианской любовью, так и любовью к своей родине, выступил
против неприятеля, который был увлечен грабежом, и устроил ему великую резню.
Как пишет Иоганн Куспиниан в жизнеописании упомянутого императора Льва, в
Болгарии пало примерно тридцать две тысячи арабов. Некоторые авторы
придерживаются мнения, что Тервел был первым болгарским царем, принявшим
христианскую веру. Более того, он не ограничился одним лишь крещением: оставив
трон своему первородному сыну при условии, что тот сохранит болгар в вере,
которую они приняли, он добровольно одел монашеское одеяние. Узнав же, что его
сын склоняет болгар к оставленному идолопоклонству, он снял монашеское одеяние
и немедленно вернулся на трон. Подчинив сына своей власти, он безжалостно
ослепил его и, заключив в темницу, обрек на крайние лишения. После этого он
передал власть второму по старшинству сыну при том же условии, призывая его
извлечь урок из примера своего брата. Сам же, вернувшись к монашеской жизни,
окончил жизнь в святости. Если все обстояло именно так, то болгары, очевидно, вновь
впали в язычество. Зонара в жизнеописании императора Михаила Бальбы говорит,
что другие придерживаются общего мнения, что болгары познали Христа при короле
Мартине (Martino), которого греческие историки именуют Муртагом, а Иоганн
Авентин (IV) — Ормортагом (Ormortag).
Вскоре после смерти Тервела умер и его сын, правивший его державой. Посему
болгары избрали своим королем Асеня Великого, которого греки искаженно именуют
К оглавлению