Page 303 - Славянское царство
P. 303
держал в плену. Вернувшись в Болгарию, она стала прилагать все усилия к тому,
чтобы обратить брата в христианскую веру, о которой не раз с ним беседовала,
справляя в меру своих сил все священные таинства. Омуртаг, хотя и слышал об этом
прежде от Куфары, не желал отступать от своей веры, пока не оказался вместе со
своими подданными вынужден к этому [силой обстоятельств]. Когда вся его держава
страдала от чумы и голода, он впал в отчаяние и не знал, на что решиться. Посему он
решил прибегнуть к помощи Того, о Ком не раз упоминала его сестра — Иисуса
Христа. Он стал молить его о спасении от стольких бед, и его молитва была столь
убедительной для Господа, что была незамедлительно услышана. Увидев это, он
отправил посольство с просьбой прислать к нему мужа, который мог бы наставить его
в вопросах веры и совершить над ним обряд крещения. К нему незамедлительно был
отправлен епископ, отменно исполнивший упомянутую службу. Как пишет Кедрин,
была и другая причина, по которой упомянутый государь утвердился в христианской
вере. Испытывая чрезмерную страсть к охоте и, посему, желая наслаждаться ей как на
выезде, так и у себя дома, он построил новый дворец и приказал монаху Мефодию,
превосходному живописцу родом из Рима, украсить весь упомянутый дворец
живописью, изобразив разные виды животных. И, не без божественного соизволения,
случилось так, что он не назвал, каких именно животных он хотел бы видеть
изображенными. Оставив это на усмотрение живописца, он сказал лишь, что
животные должны быть ужасны видом. Поэтому честный монах, не умея изобразить
ничего более ужасного, написал Второе пришествие Христа. Болгарин, увидев с одной
стороны изображение сонма праведников, а с другой — мучений, уготованных
грешникам, решил целиком отказаться от предрассудков своих предков. Первые
вельможи его державы, возмутившись этим, хотели его свергнуть, но он, приказав
нести перед собой крест, с малыми силами одолел их и заставил принять
христианство. Платина в жизнеописании папы Николая I пишет, что болгары познали
Христа при этом папе, и что Адриан II послал к ним трех епископов для наставления
их в христианской вере: [субдиакона] Сильвестра, Леопарда [из Анконы] и Доминика
из Тревизо. Лупольд, [епископ] Бамбергский, в большей степени, чем остальные,
опиравшийся на болгарские летописи и греческих авторов, утверждает, однако, что
при императоре Людовике I к болгарам прибыли два епископа для наставления их в
христианском вероучении. Согласно «Истории франков» (La Storia di Francia), болгары
познали Христа в 882 году. Бьондо во 2–й книге II декады открыто это отрицает,
говоря, что болгары, приняв христианство задолго до этого и сделавшись потом
схизматиками, в бытность королем Далмации Сверопила приняли католическую
веру. То же самое утверждает и автор «Registrum cronicarum». Он пишет, что римский
папа Николай I направил к болгарам епископов и священников, чтобы изгнать из их
страны еретика Фотина (Fotino), заразившего [Болгарию] своим лжеучением; и что
вскоре после этого болгары, соблазненные многочисленными дарами и щедрыми
посулами константинопольских иерархов, изгнали латинских священников и
приняли греческих. Впоследствии это привело к многочисленным спорам и раздорам
между латинянами и греками. Вернемся, однако, к рассказу о короле Омуртаге. Доведя
болгар до упомянутого [незавидного] состояния, он отправил послание
константинопольской императрице, прося ее дозволить его народу, жившему в
немалой тесноте на ограниченном пространстве, расширить свою территорию и
К оглавлению