Page 43 - Славянское царство
P. 43
скорее стада овец и коров, чем люди, которых по сравнению с изобилием скота было
крайне мало. Те люди, что им встречались, были просты, носили длинные волосы и
занимались пастушеством. Поначалу, увидев людей Чеха, они испугались, но, узнав,
что те одного с ними племени и пришли как друзья, стали их приветствовать, открыв
свои объятия, и принесли им подарки, которые у них принято приносить друзьям, а
именно молоко, сыр и мясо. Дали они им и проводника, чтобы тот провел их в
Нижнюю Богемию. Дойдя до горы, возвышающейся между Эльбой и Влтавой, которую
местные жители называют Ржип (Rzip), что означает «вид», так как оттуда
открывается вид на обширные окрестности, Чех поднялся на упомянутую гору и,
глядя вокруг и восхищаясь небом и здоровым воздухом, плодородной почвой, лесами
и рощами, весьма пригодными для выпаса, прозрачными потоками и реками,
изобилующими рыбом, не смог сдержать охватившую его радость, воздел руки к небу
и стал благодарить богов за оказанную ему милость. После этого он заклал заранее
приготовленные жертвы, которые у этого народа было принято делать богам, и,
спустившись с горы, поделился своей радостью со своими, сказав им о том, что настал
конец их долгим и туманным скитаниям, и приказав строить там дома и возделывать
поля, дабы не быть вынуждены жить только плодами охоты и питаться лишь мясом
наподобие зверей. Хорваты же были искусны как в строительстве домов, так и в
возделывании полей, поэтому каждый из них с радостью дал такой обет. Он же не
уставал воодушевлять и побуждать их к этому. Когда же число жителей тех мест
значительно умножилось из‑за наплыва как вандалов, так и далматов, которые
стекались в Богемию как в место удаленное, где не было волнений и постоянных
войн, Лях, также желая стать основателем нового народа и нового королевства,
пришел к своему брату Чеху с просьбой отпустить его со всеми, кто пожелает за ним
следовать, на поиски новых земель и места для жительства. Если же они их не найдут,
то обещал вернуться к нему обратно. Легко получив на это согласие своего брата, он
перешел через горы на север и пришел в те земли, которыми ныне владеют частью
силезцы, частью поляки. Преуспев не хуже своего брата Чеха в своих намерениях, он
населил те земли новыми жителями, обращаясь с ними со всей возможной
скромностью, не выказывая ни заносчивости, ни высокомерия, как поступал и его
брат Чех. По этой причине и тот, и другой были увековечены своим народом,
поскольку до сего времени, помня о своем происхождении, богемы от Чеха называют
себя чехами, а поляки от Ляха — ляхами. Эти народы имели своих знаменитых
писателей, среди которых Венцеслав Богемский, Матвей Меховский, Ян Дубравий и
Марцин Кромер и многие другие, кто пространно описал войны и триумфы чехов и
поляков. Те, кто желает узнать историю этих королевств, могут обратиться к трудам
упомянутых авторов. Я же вместе с ученейшим Джамбулари лишь повторю, что Чехия
и Польша всегда были по природе склонны к войнам и имели в изобилии отчаянных
воинов, способных на самые великие дела. Чехи не раз доказывали это, доставляя
немало хлопот не только соседним, но и весьма далеким от них государям. Паоло
Эмилио, повествуя в III книге о войнах императора Карла Толстого, пишет: «Карл сын
начал этот поход в пользу гуннов с тем же рвением, с каким прежде с ними враждовал,
но обманулся в своих ожиданиях, так как обнаружил в чехах отменную доблесть, дух
не разбойников, а истинных и непримиримых врагов. И эта война франков с чехами,
смирившими ярость гуннов, была более рискованной и опасной, чем прежняя между
К оглавлению