Page 48 - Славянское царство
P. 48
со всех концов и крестился. Однако жемайты, хотя вместе с Литвой и были
присоединены к польскому королевству, не преклонились под ярмо Христа, а вместе
с обдорцами остались приверженными язычеству. Обе эти области (согласно тому,
что пишут Петр Крусбер (II) и Карл Ваг- рийский (VII) «[Истории] венедов») населены
славянами, воинственными и сверх меры свирепыми; что они доказывали не раз в
войнах, которые они вели со своими соседями, которых они постоянно держали во
всеоружии. Как пишет Крусбер, в набегах и грабежах им не было равных.
Жемайты (Samoiedi), подобно прочим славянам, также имели особых идолов и
особый культ, весьма походивший на литовский. Были они, однако, весьма
привержены гаданию и предсказаниям. Более всего они поклонялись огню, считая
его священным и вечным, и держали его в башне на вершине горы, где жрецы
поддерживали его, непрерывно подкладывая дрова. Были у них и священные рощи,
которым они поклонялись как святым местам и обителям своих богов. И они
пребывали в такой слепоте разума, что считали необходимым почитать священными
не только упомянутые рощи, но и птиц и зверей, которые в них обитали, а равно и все,
что в них входило. В этих рощах у них были пепелища отдельно по каждому дому и
роду, на которых они предавали огню своих близких и родных вместе с конями,
седлами и лучшей одеждой. Рядом с пепелищем они устанавливали некие сделанные
из коры скамьи, на которые клали еду из полбы в форме сыра, и окропляли пепелище
пивом, пребывая в заблуждении, что души их мертвецов, тела которых они предали
огню, приходят по ночам и подкрепляются пищей. Жемайтские крестьяне (как пишет
Александр Гваньини в своей «Сарматии») держали у себя в домах неких
пресмыкающихся с четырьмя лапами наподобие ящериц, крупных и черных, называя
их на своем языке «живойты» (Givoytii) и почитая за домашних богов. В определенное
время они очищали свои дома, животные приходили и ели то, что им было
приготовлено; и, пока они ели, вся семья в великом страхе и трепете стояла вокруг,
ожидая, когда те насытятся и уберутся восвояси. И если в той семье случалась беда,
они считали, что причиной этому было то, что с гадом, их домашним богом,
недостаточно хорошо обошлись, и он не насытился. Каждый год в конце октября
после сбора урожая они устраивали торжественный общий пир: все сходились с
женами, детьми и слугами в место, назначенное для пира, накрывали стол на сене, в
центр стола клали хлеб и рядом ставили два сосуда с пивом. Затем приводили
теленка, хряка со свиньей, петуха с курицей и прочих домашних животных по очереди,
самца с самкой. Желая закласть их в жертву, сперва выходил предсказатель и,
произнеся некоторые слова, начинал бить палкой животное, а за ним и все
присутствующие принимались бить животное по голове, лапам, а потом по брюху,
приговаривая: «Это тебе, бог Зимених (Ziemennich) (так как эти крестьяне так
называли своего демона). Благодарим тебя за то, что сохранил нас в этом году
невредимыми и доставил изобилие во всем. Ныне просим тебя быть милостивым и в
наступающем году, защити нас от огня, булата, мора и всех врагов». Затем они
поедали жертвенное мясо, и от каждого кушанья, перед тем как съесть, отрезали
кусок и, бросая его наземь в каждом углу дома, приговаривали: «Эти жертвы тебе,
Зимених, прими их и съешь с удовольствием»; и тогда принимались за еду. Эти
суеверия жемайтов были в силе до 1413 года, в котором польский король Владислав
по Божьему внушению пошел на них и победил. Он разрушил башню священного огня,
К оглавлению