Page 49 - Славянское царство
P. 49
раскидав его и погасив, вырубил под корень рощи, к великому удивлению жителей,
которые поражались тому, что рубившим их польским солдатам не было от этого
никакого ущерба, похожего на тот, что они сами не раз испытывали. Совершив
вышесказанное, король Владислав повелел всем сделаться христианами и
креститься, возведя прекрасную церковь в Медниках.
Обдорцы (Obgoriani) поклонялись идолу, который называли Золотая Баба
(Zlatababa), то есть золотая старуха, и находился он на реке Обь. На руках у идола был
мальчонка, который, как говорили, приходился ему внуком, был там еще некие
инструменты, издававшие громкий звук наподобие трубного. Жрец спрашивал
совета у идола, когда хотел сделать что‑либо или отправиться в другое место. И это
весьма удивительно, поскольку, как пишет Абрахам Ортелий в своем «Обозрении», он
всегда давал им точные и определенные ответы относительно того, что они должны
были делать. Ни один прохожий не осмеливался пройти мимо, не поднеся что‑либо
истукану; если же у него ничего не было, то, вынув ворсинку из своей одежды и пав
ниц (как пишет Иоганн Боэмус), подносил ее идолу. Упоминание о времени, когда
обдорцы были обращены в христианство, я не смог найти ни у одного из известных
авторов, посему перейду к другим славянам, занявшим все морское побережье от
Голштинии до Ливонии, где, согласно Пет- русу Ортопеусу, жило одно только
славянское племя, называемое венедами, или венетами. То же самое сообщает и
Иоанн Магнус Готландский. В 21–й главе VI книги он пишет: «Относительно того, кем
были эти венеты, Иордан, ссылаясь на Аблавня, утверждает, что они были частью
славянского племени. В те времена (так же как и теперь) славяне, будучи разделены
на различные племена, имели множество различных наименований; и славяне ничем
не отличаются от вандалов, за исключением одного, только имени». Иоганн Авентин
(II) пишет: «При императоре Марциане, примерно в 453 году, венеды, именующие
себя славянами, древнейшее племя Германии (как пишет Тацит), совершая набеги на
леса и горы, лежащие между певкинами и финнами, за грехи наши (как пишет Иордан)
начали ожесточаться, расти и усиливаться, так что постепенно упомянутыми
славянами оказался занят и заполнен весь промежуток от Эльбы до Танаиса на всю
длину и ширину между морями Коданским и Адриатическим». Проникли они и до
крайних пределов Западного океана, как видно из Павла Диакона, который в XVII
книге пишет: «На следующий день ромеи задержали трех славинов, при которых не
было никакого оружия, а только цитры. Император Маврикий спросил их, откуда они
идут и откуда родом. Те ответили, что рода они славинского, а живут на конце
Западного океана; и что аварский король Каган отправил к ним посольство с дарами
для государей их племени, прося о помощи против ромеев. Тогда их таксиархи
послали упомянутых послов, чтобы дать понять Кагану, что они не могли этого
сделать по причине большой удаленности (по их словам, они провели в пути
восемнадцать месяцев), и несли они цитры, так как никогда не видели своих
соплеменников вооруженными, поскольку в их стране не знакомы с оружием.
Император, подивившись их возрасту и похвалив за крупное телосложение, отослал
их в Ге- раклею». От этих славян венедов произошло название Венедского моря, так
как, перейдя Вислу и дойдя до Эльбы, они напали на жителей побережья Коданского
моря. В те времена те земли населяли сильные и могущественные племена свевов,
лангобардов, ран и шведов (Suitoni); все они были побеждены славянами и ушли на
К оглавлению