Page 45 - Славянское царство
P. 45
должны были сражать врага, и, если они не справлялись с этим, наказанием для них
было лишение девственности». Подобную мужественность духа проявила и
Матильда, которая, как пишет Пий II, была чешкой по крови. Она даровала Римской
Церкви все земли от сиенского замка Радикофани до Чепарано, которые ныне
называются Патримонием святого Петра. Будучи женой благородного графа, она
родила ему сына, который прожил недолго. Из‑за страданий, испытанных во время
родов, она решила больше не знать мужа. Возмущенный муж пошел войной на жену,
которая во главе большого войска отважно сразилась с ним и обратила в бегство.
Побежденному же приказала отрубить голову и никогда более не выходила замуж.
Алессандро Дуранте, оправдывая этот поступок Матильды, во II книге пишет: «Два
обстоятельства могут оправдать этот столь жестокий поступок Матильды: во–
первых, великое безрассудство ее супруга, во–вторых, ее происхождение из
воинственного и жестокого чешского племени». Да и поляки ни в чем не уступали
чехам ни в доблести, ни в славе. Обойдя молчанием все их неисчислимые триумфы,
упомяну лишь о польском короле Сигизмунде, который неоднократно одерживал
победы вплоть до полного истребления над огромными полчищами, предводимыми
Тамерланом и Батыем, как сообщают Винсент из Бове, Фома Сплитский и Меховский;
а народ этот был некогда разрушением человеческого рода. Он сокрушил мощное
войско князя Московии, уничтожив восемьдесят тысяч воинов, и одержал победу над
надменными ливонскими и померанскими государями, заставив их в последующие
годы платить себе дань. Из‑за него же валахи и турки, рассчитывая на помощь
которых валахи и осмелились объявить войну полякам, были вынуждены покинуть
польские пределы, потеряв большую часть своих сил. Более того, вторгшись в
Валахию, он предал там все огню и мечу. К достоинствам этого великого государя
следует добавить и выдающуюся боевую доблесть поляков, которые (в соответствии
с древней доблестью их предков славян) предпочитают кровавую смерть постыдному
бегству. Став из‑за непрерывных войн жестокими и свирепыми, они очень поздно
обратились в христианство, упорствуя в поклонении некоторым своим особым
идолам, а именно Юпитеру, Марсу, Плутону, Церере, Венере и Диане. Юпитер на их
языке именовался Иеша (Iesse), и они считали его всемогущим. Марс у них был Ляда
(Leda), предводитель в войнах и даритель побед. Плутона называли Ныа (Nya), прося
у него после смерти лучшего места в его царстве. Венеру они называли Дхыдзилеля
(Dzidzilia) и обращались к ней с просьбами о зачатии, сладострастии и
многочисленном потомстве. Диане они дали имя Дзевана (Zievana), или Дзевония
(Zievonia), и молили ее о воздержанности и удачной охоте. Цереру они именовали
Мар- жыана (Marzana), прося ее о плодородии полей и деревьев. Они поклонялись
ветру, который мчался со свистом над хлебными колосьями и кронами деревьев,
называя его Погода (Dogoda), или Похвист (Pochvist). Марцин Кромер истолковал
Погода (Pogoda) как «ясно», Похвист, или Похвишел (Pochuiscel), по словам
Меховского, у мазовшан означало «разряжение воздуха». Поклонялись они и Ладе
(Lada), матери Кастора и Поллукса. Память об этом дожила до времени Меховского,
который говорит, что, когда пели старинные песни, то припевали: «Лада, Лада, Илели,
Илели, Поле- ли, Полели», называя Кастора Илели, а Поллукса Полели. Ян Длугош
пишет, что в его время в Чехии и Польше был обычай, водрузив на циновки истуканы
Маржыаны и Дзевонии, торжественно носить их, сопровождая пением скорбных
К оглавлению