Page 46 - Славянское царство
P. 46
песен, а затем бросать в озеро или реку. Происходило это в четвертое воскресенье
Великого поста в память о том дне, то есть 7 марта, когда король Мечислав издал указ
об уничтожении идолов. Упомянутым идолам поляки посвящали храмы и особые
места, ставили им истуканов и назначали жрецов, учреждали в их честь праздники,
предаваясь пляскам, рукоплесканию, песням и различным игрищам. И этот обычай
праздников, пишет Длугош, на протяжении нескольких веков после принятия
христианства сохранялся в Польше и дожил до его времени, поскольку в те дни,
которые мы называем Пятидесятницей, как мужчины, так и женщины, стар и млад, по
обычаю сходились вместе для игр и плясок, называя это собрание Stado, что означает
«стадо». Русские и литовцы, особенно в городах, и сегодня придерживаются обычая
во время танца хлопать в ладоши и петь, припевая именем Ладоны. Чехи, согласно
Венцеславу Богемскому и Яну Дубравию, оставили эти заблуждения
идолопоклонства и приняли христианство стараниями моравского короля
Святополка (Suatoplugo), когда у чехов правил король Боривой со своей женой
Людмилой, примерно в 900 году. Однако поляки оставались язычниками несколько
дольше, приняв христианство в 965 году трудами своего короля Мечислава. Сделать
это его побудили следующие обстоятельства. Став королем Польши после смерти
своего отца (по обычаю, которого придерживались и другие язычники), он, имея семь
жен, никак не мог произвести на свет сына, который был бы ему преемником и
наследником. В те времена было немало поляков, которые, возвращаясь домой из
Чехии и Моравии, приносили с собой христианскую веру; помимо этого, было
некоторое число христиан и в Польше, часть на службе у государя, часть среди купцов.
Кроме этого, были и те, кто в поисках покоя, чтобы предаваться духовным исканиям,
вел отшельническую жизнь. Эти люди настойчиво внушали Мечиславу отбросить
языческие заблуждения и признать Христа, дарителя детей и всеобщего утешителя.
Им удалось уговорить его соединиться истинным законным браком с одной–
единственной женщиной христианкой. Посему он послал в Чехию просить руки
дочери князя Болеслава, который был тем, кто убил его брата, а теперь почитается за
святого. Болеслав не отказал ему в просьбе, лишь бы тот оставил язычество и
сделался христианином. Что Мечислав и сделал. Посему в один и тот же день в 965
году он получил в Гнезно святое крещение и женился на девице Дамбровке, издав
указ, по которому во всех городах и весях должны были крушить идолов и поголовно
креститься. И, пока был жив, прилагал все силы к тому, чтобы вводить и
поддерживать в своем королевстве христианскую веру.
Литовцы, также славяне, некогда присоединенные к польскому королевству, еще
упорнее, чем поляки, придерживались бессмысленных предрассудков о мнимых
богах. Они поклонялись огню, называя его на своем языке Знич (Znicz), и постоянно
поддерживали его вечным и негасимым в особых местах и больших городах. Они
воздавали божественные почести молниям, называя их на своем языке Перкунами
(Percvni). О дровах для священного огня, которому они поклонялись,
заблаговременно заботились жрецы, дабы он горел непрерывно. К упомянутым
жрецам обращались друзья больных, вопрошая исход болезни, те же, проведя ночь у
священного огня, наутро давали им ответ, говоря, что видели в отблеске огня тень
больного. Помимо этого, у них были особые рощи и деревья в лесах, которые были
посвящены их богам, и никто не смел прикасаться к ним топором. Нарушителей же
К оглавлению