Page 44 - Славянское царство
P. 44
франками и гуннами». Самым знаменитым и самым пресловутым королем Чехии был
король Оттокар V. Как пишет Яков Вимпфелинг в своей «Эпитоме Германии», он был
от природы расположен к постоянной вражде, был мужем великого духа,
устремленным на трудные и славные свершения. Он распространил свои владения от
Балтийского моря до Дуная и Адриатического моря. Назарий Мамертин пишет, что
чехи всегда были отменными лучниками, и Гельмольд Пресвитер в 5–й главе своей
«Славянской хроники» называет их воинственным народом. Да что говорить о
мужчинах, если женщины и девушки в этих краях были также прирожденными
воительницами. Как пишет Пий II в своей «Чешской истории», они были обучены
ездить верхом, управлять конем на скаку, пускать его по кругу, обращаться с копьем,
носить панцирь, лук и стрелы, стрелять из лука и метать дротики, ходить на охоту —
одним словом, всему, что положено делать доброму воину или всаднику. Это
послужило причиной того, что некогда они овладели этим королевством, как пишут
Аббат Регино (II), Пий II и Ян Дубравий). Власка (Valascha), девушка Любуши (Libussa),
жены чешского короля Пржемислава, почти как новая амазонка Пентесилея, избегая
с подругами сожительства с мужчинами, истребила всех мужчин в своей стране и в
течение семи лет правила в Чехии, и в один день убила семерых врагов. Она была
женщиной мудрой и осторожной: там, где нельзя было взять силой, она применяла
коварство, обучив этому искусству и своих подруг, и в особенности Сарку, женщину
весьма пригожую, но еще более хитрую и жестокую. Последняя, дабы предать смерти
юного и исполненного сил Стирада, который больше других преследовал этих чешек,
применила такую предательскую хитрость. Она велела привязать себя к дереву за
руки и за ноги, положив рядом охотничий рог и сосуд с колдовским зельем, которое
отнимало разум у всякого, кто его пил. Подругам же своим повелела затаиться
неподалеку. Когда женщины ушли, появился Стирад, который, охотясь в тех местах,
набрел на место, где была привязана Сарка. Увидев ее привязанной, он проникся
жалостью и спросил, по какой причине ее приговорили к такой казни. Смышленая
девица ответила: «Так велела Власка. Я раскаялась в преступлениях, совершенных
против мужчин, и решила покончить с этой жизнью и уйти от нее. Когда Власка
услышала об этом, она приказала привязать меня, чтобы предать мучительной
смерти. Молю тебя, взываю к твоей милости, освободи меня или же сам убей, чтобы я
больше не попала к ней в руки». Стирад, влекомый состраданием и покоренный ее
красотой, развязал ее и спросил о сосуде и роге. Она ответила, что зелье было
приготовлено, чтобы продлить ее жизнь и муки, а рог ей хотели повесить на шею в
знак того, что она была охотницей. Сказав это, она отпила зелья, которое ей не могло
причинить вреда, и подала его Стираду. Стирад лишился рассудка, а она, приложив
рог к устам, сказав, что хочет протрубить в него назло врагам, издала звук,
наполнивший воздух и лес. Власка, услышав сигнал, выскочила из засады и схватив
несчастного юношу, связала его. Приведя его в твердыню Вышеграда, они предали его
смерти на глазах короля Пржемислава и всего народа. Об этом восстании чешских
женщин рассказывает Пий II в своей «Чешской истории». Ян Дубравий (II) пишет: «И
если кто подумает, что война, которую вели женщины в Чехии против мужчин, есть
сказка, то пусть знает, что древнейшим обычаем в Сарматии было, чтобы женщины
сражались с мужчинами. Согласно Помпонию Меле, обязанностью сарматских
отроковиц было стрелять из лука, ездить верхом и ходить на охоту, девушки же
К оглавлению