Page 143 - vovie
P. 143

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  142

представить себе, как все это выглядело в действительности.
       В 1603 году иезуит Хериберт фон Розвейд из Утрехта (1569-1629) представил первое

упорядоченное собрание «житий святых» для годового церковного календаря.
       Одним из деятельнейших участников грандиозного мероприятия был барон Генрих Юлий

фон Блум, принадлежавший к поколению основателей движения, но имя всему направлению
дал задним числом иезуит Иоганн Болланд (1596-1665). Он обрабатывал первое собрание
«житий святых» и наметил своего рода программу, которую в течение двухсот лет
осуществляло значительное число его братьев по ордену. Сам Болланд уже в 1643 году смог
представить первые два тома монументального труда Aсta Sanc-torum (Деяния Святых).
Большинство членов иезуитской комиссии были фламандцами, и последующие тома выходили
в Антверпене. Оккупация французскими войсками Фландрии (1794) прервала работу на 53-м
томе (соответствующем календарной дате шестого октября); после образования бельгийского
государства выпуск «Деяний» продолжился (1837) сначала в Брюсселе, затем – в Тонгерло. К
настоящему времени вышли 67 томов, но работа по-прежнему продолжается. Теперь
исследование рукописей, обработка материалов и составление жизнеописаний приведено в
соответствие с методами современной историографии.

       Резюмируя, я хотел бы подчеркнуть два важных для нашего исследования обстоятельства
этой грандиозной деятельности: первой по значению целью болландистов было выявление как
можно большего числа традиционно используемых или находящихся в обращении текстов,
чтобы в дальнейшем, когда указания иезуитской комиссии станут общезначимыми, – не
возникало противоречий между старыми и новыми «документами» и не приходилось
продолжать борьбу против противоречащих версий 207. Что касается второй цели предприятия,
важной с позиции наших размышлений в этой книге: возможно, именно болландистам
предстояло поставить точку в исследованной нами «Широкомасштабной Операции»
сотворения истории.

       Повторим наш вывод о том, что до X века к северу от Альп не существовало никакой
наднациональной церкви и что таковая церковь стала «историческим фактом» в результате
обратной проекции, предпринятой начиная с XII века. Это значит, что задача болландистов
состояла в том, чтобы втиснуть всю громаду нелепиц, фантазий и лжи о раннесредневековой
церкви в рамки «наукоподобия» и – вместо хаотичных и возникших в разных, разбросанных по
всей Европе местах, фальшивок – заложить для церкви прочную документальную основу «на
все времена». Насколько нелегким оказалось предприятие, можно судить по бесконечным
распрям между исполнителями, о которых неспециалист мало что знает: эти люди не любили
выносить сор из избы. Не было и недостатка в конфликтах с внешней по отношению к группе
болландистов церковной средой. Только один пример: в 1695 году испанская инквизиция
прокляла как еретиков авторов первых четырнадцати томов «Деяний»; приговор не отменялся в
течение 20 лет.

       Хронологическое обрамление слишком часто оказывалось несостоятельным; еще чаще с
течением столетий менялись богословские догмы. Единственными «надежными ориентирами»
служили святые. Только они, католики, ревностные поборники христианской веры, были
способны самим своим существованием удостоверить якобы двухтысячелетнее историческое

странах и собрать их в одном книгохранилище». Впрочем, это все попадает в раздел сказочных выдумок истори-
ков, и вопрос может лишь гласить: «Какие дейснательные более поздние события легли в основу этого „романа"?»
По-настоящему же поучительна процедура унификации истории, проводившаяся в Китае уже после изгнания
оттуда иезуитов в 1735 г. В ее реализации чувствовался «управляющий импульс», заданный иезуитами в ходе
выдумывания китайской истории и китайские основательность и склонность к порядку, перед которой бледнеют
даже «прусские достоинства».

   207 Болландисты систематически просматривали библиотечные фонды монастырей и других церковных
учреждений и именем Ватикана изымали все рукописи, касавшиеся святых и мучеников. В лучшем случае эти
библиотеки в будущем получали – еще до опубликования соответствующего болландистского тома – экземпляр
новой версии соответствующего «жития». О судьбе изъятых рукописей можно только догадываться. В лучшем
случае их передавали на хранение в закрытые фонды библиотеки Ватикана, в худшем – они уже давно не
существуют.
   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148