Page 124 - vovie
P. 124
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 123
причем еще 60 тысяч «халдеев» спаслись бегством через горы 169. А чего стоят представления
авторов того времени об исламе, представления, активно насаждавшиеся! Однако некоторые
ученые пытаются «отделить зерна от плевел» и, вычитав из таких источников крупицу
«полезного материала», приобщить его ко всему корпусу исторической науки. Так из
фальшивого «исторического» источника истекает – сознательно либо неосознанно, но в любом
случае творчески – исторический новодел.
Что удивляет при знакомстве с древними текстами: христианские богословы замечают
появление ранней формы ислама только к концу IX века. Проходят еще 100 лет, и только тогда
начинается противоборство с религией-соперницей. Возможно, ислам появился в Андалусии
только с восхождением на трон Абдуррахмана («третьего») в 911 году? Именно к этому
времени восходят археологические свидетельства, надписи и первые рукописи. Все написанное
ранее – также и с христианской стороны, – это, скорее всего, подделка. То же в большой мере
относится и к актам Соборов, якобы собиравшихся в Толедо и Эльвире, с их невообразимым
смешением из предписаний против иудеев, еретиков и «распутства». И, кстати, Исидора
Севильского вкупе с Юлианом Толедским – исходя из анализа содержания их текстов, –
следует признать позднейшими (около 1000 года) изобретениями.
Связующим звеном между формирующимися католицизмом и исламом выступает
опять-таки чуждое представление о чистилище. В исламе чистилище появляется около 1200
года и существует многие столетия. В народных представлениях чистилище и по сей день есть
составная часть исламской веры.
Один из ранних культов христианской Франции – культ плаща святого Мартина. Его сара
(среднелатинское: плащ, накидка) хранилась в небольшом специальном здании (отсюда
капелла), и тот, кто ее надевал, получал командную власть. Борьба за власть, за то, кто кому
должен накинуть этот символ власти, этот короткий плащ, скорее даже жилет (он назывался
по-французски veste, ср. нем. die Weste, оба происходят от лат. vestis: платье, накидка) играло
важную роль. Отсюда и важный исторический термин: борьба за инвеституру 170. Она впервые
со всей остротой вспыхнула между Моавией и Али, ранними калифами ислама. Свободно
избранный калиф Моавия выступил против кровного родственника и зятя Пророка, Али.
Это соперничество, ставшее прообразом борьбы суннитов и шиитов, удивительно
напоминает распри между короной и папством за право назначать духовных пастырей
(епископов и т.д.). Но и здесь речь идет не о настоящей борьбе, но об историческом изложении,
при помощи которого эту борьбу и проводили 171. Создание историографического образца –
литературного для священных книг или политического в плане возможных, пусть даже
отдаленных, последствий – обычно почти одновременно происходит в исламе и христианстве,
169 Упоминание халдеев в этом контексте весьма примечательно. Как показали Маркс и Хайнзон (см. книгу
последнего 1988 г.), знаменитые шумеры якобы третьего тысячелетия до Христа – это просто халдеи первого
дохристианского тысячелетия. Не даром же шумер называли халдеями в конце XIX и начале XX вв. (Ошибочно,
как считает БСЭ.) Последние же – семитское племя, впоследствии смешавшееся с вавилонянами (оных халдеи
якобы подчинили в конце VII – начале VI века до н. э.). В более позднее время (Греция, Рим) историки знают
только халдеев – гадателей и звездочетов вавилонского происхождения. Тем не менее обозначение «халдеи»
упорно всплывает в средние века, причем не только в Междуречье, но практически во всем тогдашнем исламском
мире. Так не были ли халдеи арабами средневековья и не является ли их перенос в первое дохристианское
тысячелетие фантомной проекцией в прошлое, которое так любят историки?
170 Инвеститура – торжественный ввод во владение недвижимостью, особенно в случае ввода духовного лица в
ранг феодального правителя. Считается, что первоначально инвеститура была светской, так что, в частности,
епископы получали в ходе соответствующей процедуры от светских властителей признаки их власти (епископский
посох, например). После провозглашенного якобы в 1075 г. папой Григорием VII запрета на светскую инвеституру
и длившегося около 50 лет спора было оговорено, впредь получать епископский посох от папы, а от императора –
скипетр на феодальное владение епископством.
171 Иными словами борьба шла не за реальное право инвеституры, а за изложение истории борьбы за это право
в том виде, в котором одна из сторон хотела бы видеть историю развития инвеституры. Аналогично
интерпретирует автор и развитие в исламе: задним числом творился и этот специальный раздел истории.