Page 126 - vovie
P. 126

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  125

описанные в поэме, относятся как к прообразу к началу христианского завоевания южной
Испании, и их трудно принимать всерьез: например, то, что 200-летний к тому времени
император Карл завоевал почти всю Испанию вплоть до Севильи или что он же утопил
многочисленное войско сарацинов в Эбро. Даже историки вынуждены признать легендарный
характер этих «сведений». Тем не менее они продолжают быть крайне высокого мнения об этом
«историческом источнике».

       При всем нашем критическом отношении к этой позиции, покажем, что даже из этого
старейшего образчика франкской героической поэзии можно извлечь интересные сведения.
Поясню свою мысль. Ислам в «Песне о Роланде» совсем не такой, каким мы его знаем сегодня.
Возможно, здесь применен старый пропагандистский прием нарочитого искажения враждебных
идей, и все же очевидно, что христианский народ знал ислам другого, не современного вида.
Это знаменательно: ведь, казалось бы, позади были почти 400 лет соседства и якобы
противостояния от 711 г. до 1096 г. Из этого противоречия следует, что возникновение
сегодняшней, знакомой нам формы ислама, могло начаться лишь после написания «Песни о
Роланде».

       Автор поэмы перечисляет трех исламских богов: Мухаммеда, Аполлина и Терваганта.
Мухаммед, как известно, считается основателем ислама. Второй, Аполлин, это дьявольский
дух, знакомый нам по «Откровению Иоанна». Имя Тервагант сегодня европейцам совершенно
не известно: это берберская лесная богиня, Пан или Сильванус в женском обличье; в общем,
языческое божество народов Северной Африки. Если даже автор сознательно решил
представить ислам как язычество, называть именно эти имена он должен был в расчете на то,
что они всем известны, что его поймут современники. Из этого можно сделать вывод, что
«Откровение Иоанна» тесно связано с исламом и что берберы – истинные противники Карла
176 – были еще язычниками 177.

       Первичное проникновение ислама в Иран можно смело отнести к 1003 (по другим
расчетам – к 999) году, когда Махмуд из Газны 178 провозгласил себя правителем верующих и
распорядился печатать соответствующие монеты. До этого он еще осуществлял патронаж
языческого поэта Фирдоуси и его колоссальной по объему и по выразительной силе
героической поэмы Шахнаме (Книга Царей). В Шахнаме, по старой схеме, пограничные страны
– Туран на севере и Двуречье на западе – названы странами Зла и Тьмы. Зато в самом Иране,
где живет Свет, существует согласно Фирдоуси исконный персидский культ огня, причем это
учение Заратустры пока еще доминирует в стране и не имеет конкурентов.

       В Иране доказательства позднего происхождение ислама еще более весомы, чем для
страны берберов. Первая исламская надпись в Иране (ее распорядился сделать первый калиф
Бундов 179), выполненная еще куфийским (т. е. древним арабским) шрифтом, относится к 955

   176 Все-таки не Карла, этого выдуманного героического предка государственности всех немцев и французов, а
тех реальных испанских и португальских феодалов, которые вели завоевательные войны на Юге Иберийского
полуострова в XV и, быть может, в XIV веках.

   177 И это, по крайней мере, к началу XII века, а то и много позже. Ну если и не совсем язычники, то, во всяком
случае, еще не мусульмане в современном значении этого слова.

   178 Газна – город на северо-востоке Афганистана, разрушенный якобы в 1152 г. Основанная в этом городе
якобы в 960 г. династия Газ-навидов покорила еще в X в. большую часть Афганистана. Внук основателя династии
Махмуд (ум. якобы в 1030 г.) завоевал почти всю Персию и Северную Индию. Этот Махмуд Газнийский был
идентифицирован Н. А. Морозовым как наиболее вероятный прообраз пророка Мухамеда. Правда, Морозов
считал, что прозвище Газнийский означает Завоеватель (от слегка искаженного арабского гази = завоеватель), а не
указывает на город Газна (или Газни). Считается, что Махмуд Газнийский везде вводил коран, что мне
представляется неправдоподобным.

   179 Бунды были первоначально предводителями наемников из Северного Ирана, из Персидских Альп. Они
захватили якобы в середине X в. Междуречье и владели какое-то время и им, и Персией. Правда, наряду с
арабизированными именами, Бунды принимали еще и греческие. В 955 г. правил, согласно Н. А. Морозову, калиф
Моты (якобы 946-974). К Бундам восходит титул персидских правителей шахиншах. Династия Бундов была якобы
свергнута в Багдаде в 1058 г.
   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131